Найти тему

Правильные и неправильные движения в единоборствах

Для начала давайте попробуем разобраться, какие движения (приемы) в единоборствах можно называть правильными, а какие нет.

-2

Как вообще движение может быть правильным или неправильным? Вот лежит камень на дороге - это правильный камень или нет? Да камню вообще на это наплевать, он просто камень, и он есть, и он лежит на дороге, так сказать, объективная реальность...

-3

Так же и движение, если оно существует, оно есть, люди его используют. При чём здесь правильность или неправильность? Может ли простое поднятие руки быть неправильным?

-4

На первый взгляд ответ очевиден: если прием работает и эффективен, то он правильный, если не работает, или не всегда работает - то неправильный. Типа, если я проткнул противника шпагой, то, наверное, я все сделал правильно, а он не очень... Как в соревнованиях - кто победил, занял первое место - тот и сделал все правильно.

-5

Можно вопрос поставить так: эффективность и правильность - это одно и то же?

-6

Давайте попробует оттолкнуться от интуитивных ощущений. Красота - очень мощный фактор. Хочется верить, что если движение выглядит красивым, то оно правильное. И наоборот, если движение угловатое и корявое - то что-то тут не так...

-7

То же самое с внутренними ощущениями, проверено и спрошено огромное количество раз. Как только человек "ловит" правильность движения, он это чувствует безошибочно, перепутать это ощущение невозможно. Удовольствие от правильного выполнения движения практически физиологическое.

-8

Можно зайти с материальной стороны, опереться на то, что можно "пощупать" руками. Например, расслабленность или напряженность тела. Недаром ведь человеку, когда у него что-то не так, говорят: «Ты слишком напряжённый какой-то, расслабься…». Во многих системах рекомендуется: дышите и попробуйте найти расслабление. Но это, в общем, и логично, если в организме напряжены "все" мышцы, то они мешают друг другу, организму приходится бороться с самим собой, преодолевать собственное сопротивление, тратить невообразимое количество лишней энергии. Некая очевидная истина: в организме при любом действии должно работать ровно то, что должно, все остальное должно отдыхать и не мешать.

-9

Сюда же можно отнести и количественные показатели: сколько раз подряд человек может сделать некое действие. Скажем, поднять ноги из положения лежа. Тут есть два варианта. Либо мы не сможем сделать это движение много раз, организм просто откажется выполнять наши приказы. Либо мы сделаем большое количество раз, но рискуем при этом покалечить себя, остаться инвалидом. То есть, организм пытается защитить себя и нас от разрушения, не дать сделать "страшное" и подсовывает нам версию, что мы устали и больше не можем.

-10

Кажется, мы нащупываем верный путь. Можно ли поднять руку тысячу раз подряд? Конечно можно. Нанесем ли мы этим действием вред своему организму? Это зависит от того, как мы эту руку будем поднимать. Вот тут то - собака, похоже, и порылась.

-11

Подсказка лежит на поверхности. Есть такой вид человеческой активности, как ходьба. Мы не говорим о спортивной ходьбе. Речь идет о простом человеческом шаге, которым ходят простые люди. Любой, самый неподготовленный человек пройдет три километра, а скорее всего и десять. И если поначалу ходьба может выглядеть несколько коряво, то через некоторое время человек втягивается, входит в ритм. Ходьба в некоем смысле "самонастраивающаяся и самоорганизующаяся". От человека требуется только одно - что бы он шел. А шаг при этом будет становиться все более естественным, и организм будет подстраиваться под ходьбу.

-12

Можно это сформулировать так, что человеческий организм предназначен для ходьбы, создан для того, что бы ходить. Это физическая деятельность, естественная для человеческого организма. Это то, что дано человеку свыше, не важно, от природы или от бога.

-13

И если смотреть с этой точки зрения, то все просто. Любое движение либо согласовано с шагом, либо идет в разрез. Если оно согласовано, то это правильное движение, поскольку человеческий организм функционирует штатным для него образом, так как предназначено природой. Если же движение идет в разрез с шагом - это неправильное движение, так как человеческий организм не предназначен для таких движений, испытывает неправильные и недопустимые нагрузки и работает неправильным образом.

-14

Недаром великие мастера единоборств говорят, что вся техника единоборств сокрыта в шаге, в шаге уже все есть.

-15

Человеческий организм устроен мудро. И правильные движения действительно "самонастраивающиеся", при правильных движениях все как бы само встает на свои места. Отсюда и оздоровительный эффект единоборств. И наоборот, неправильные движения разрушают организм. Если упорствовать в выполнении неправильных движений, то можно нанести очень большой и непоправимый вред своему организму.

-16

Здесь есть вполне конкретная засада. Когда "новичок" приходит заниматься и начинает осваивать технику, то в большинстве случаев поначалу он делает движения неправильно. И это значит, что наносит вполне конкретный вред своему организму. Инструктор поправляет занимающегося и со временем движения становятся все более правильными. Вреда от движений становится все меньше, оздоровительный эффект от выполнения потихоньку увеличивается.

-17

И задача в том, как бы так сделать, что бы занимающийся не нанес себе большого или непоправимого вреда до того, как научится делать правильно. Это, конечно, прямая зона ответственности инструктора. Под удар попадают, прежде всего, те, кто очень-очень хочет научиться, самые ответственные и упорные. Они пытаются прорваться через силу, делать, несмотря на усталость и сопротивление организма. И остановить таких людей бывает очень непросто. :)

-18

Вопрос: можно ли учиться правильной движухе самостоятельно, без грамотного и квалифицированного тренера или инструктора? Сверяясь со здравым смыслом и эталоном - шагом человека? В принципе - можно. Только очень не эффективно. При самостоятельном поиске и исследованиях на относительно маленькие продвижения может уходить неоправданно много времени - годы и даже десятилетия. Можно ли самому проделать хотя бы часть пути современной науки и культуры? Вряд ли. На все достижения человечества затрачены тысячелетия и очень немалое количество талантливых, целеустремленных и трудолюбивых людей внесли свой вклад в общее дело. Просто тупо не хватит ресурсов. Даже на то, что бы дойти до переднего края современных достижений нужно затратить много времени и усилий. Скорее всего, потребуется получить высшее образование, может быть даже не одно. И именно задача УЧИТЕЛЯ (не важно, называется он инструктором или тренером) провести вас наиболее эффективным путем к тем знаниям и умениям, которые вам нужны. Совершенно незачем повторять все ошибки, сделанные до вас, проделывать самостоятельно весь путь, уже давно пройденный. В некоем смысле - это глупость и пустая и странная трата своего времени. Жизнь коротка, лучше потратить ее на что-то стоящее. Другое дело, что не всегда просто найти себе учителя. Но тут такое дело, когда учитель действительно потребуется - он действительно найдется.

-19

Наверное, надо дать определение этому термину - движуха. Можно, например, так: движуха - это общий способ человека двигаться, включая задействованные внутренние механизмы и их взаимодействие. Именно "движуха" определяет пластику человеческих движений.

-20

Вернемся к взаимосвязи правильности и эффективности. На самом деле эти вопросы лежат в разных плоскостях и не всегда пересекаются. Можно ли эффективно действовать "неправильными" движениями? Конечно. Могут ли "неправильные" движения быть эффективными? Конечно да. Если ты быстро и точно ткнешь палкой в глаз противнику, это будет очень эффективно. И без разницы, насколько это соответствовало естественности человеческих движений, насколько и как тебе при этом пришлось перегрузить свой организм.

-21

Для инструкторов и тренеров здесь есть некая ловушка. А может не ловушка, просто каждый сам выбирает для себя, что ему ближе. Добиться от людей эффективности на "неправильных" движениях проще и быстрее, гораздо меньшие затраты сил и времени. И действительно, если занимающиеся могут и так приносить с соревнований золотые медали, если для победы, в общем, не требуется "правильная" движуха - зачем заморачиваться? Тем более что это явно коммерчески невыгодно - срок обучения примерно удваивается. Т.е. сначала надо поставить правильную движуху, а потом научить технике. И пока ты с учениками занимаешься "непонятно чем", тем временем у соседних тренеров занимающиеся уже будут приносить с соревнований медали. И начнется отток народа - все ведь хотят быстрых результатов, а не где-то в светлом будущем ))).

-22

Интересно, что можно проследить по отечественной фильмографии, как уходила из нашей жизни "правильная" движуха. В послевоенных черно-белых фильмах практически все двигаются правильно, независимо от важности ролей: и исполнители первых ролей, и вторых, и третьих, и массовка... Вывод - в те времена все двигались правильно. Правильная движуха была частью жизни людей. В некоем смысле логично - оставалось еще много ручного труда: косить косой, грабить граблями, работать с вилами... А уже буквально через 15 лет, в фильмах конца 70-х правильно двигаются только отдельные звезды. Правильная движуха ушла из нашей жизни буквально на глазах, меньше чем за два десятка лет.

-23

Грустно, но это так: в современном цивилизованном мире правильная движуха не востребована, она напрямую не нужна для выживания, востребованности и успешности. Но тем важнее становится, что бы оставались те виды физической активности (и не важно - спорт это или скажем танцы), в которых задействована "правильная" движуха.

-24

На самом деле, при помощи "правильных" движений можно достичь гораздо большей эффективности. Просто на это надо будет затратить гораздо больше сил и времени. Обычно организм очень сильно сопротивляется тем видам, пусть правильным и естественным, движений, которые он никогда не делал. Этим движениям еще только предстоит стать "естественными и удобными", до этого еще надо дойти. А пока организм не понимает, с какого рожна его заставляют делать всякие "противоестественные" вещи и сопротивляется изо всех сил. Не так уж редко появляется впечатление, что у людей какая-нибудь важная степень свободы в движениях вообще отсутствует на данный момент. И сойдет семь потов, прежде чем это вообще как-то потихоньку зашевелится. :)

-25

Грустный прикол в том, что абсолютное большинство людей надо учить правильно ходить. В наши странные времена большинство людей ходят неправильно, коверкая шаг самыми разнообразными способами. По моим прикидкам человек с правильной движухой встречается где-то один на пятьсот остальных. И каждый раз очень интересно - правильная движуха досталась человеку по наследству, от родителей, или он занимался чем-нибудь правильным? Бывает и так и так. У одних это семейное, в их семьях каким-то чудом это сохранилось и передается от родителей к детям неосознанным образом. Или наоборот: видишь человека и понимаешь, что тебе нравится, как человек двигается (ходит). И оказывается, что человек, к примеру, занимался айкидо.

-26

Подводя итог, скажу, что это очень интересное и благодарное дело - исследовать "правильную" движуху. Целый отдельный огромный и очень интересный мир. И очень помогает с мотивацией: ты точно занимаешься очень нужным для людей делом - реконструкцией и восстановлением правильных и естественных для человека движений.