Звезды сошлись так, что нынешним летом, почти в одно и то же время, были обнародованы два музыкальных полотна, два запечатленных обряда или ритуала - как угодно, вновь поднимающие ключевой гамлетовский вопрос to be or not to be и пытающиеся то ли найти на него ответ, то ли признать, что ответа как такового не существует, или же он находится за пределами человеческого восприятия. На вопрос этот напарывались многие, некоторые - с летальным исходом, некоторые - с деланным куражом, позволяющим худо-бедно сделать вид эфемерной победы над тем, что непобедимо в принципе. К примеру, А. Макаревич, пойдя в лобовую атаку, упростил дело до элементарного: или ты прогнешь мир, или он тебя, третьего не дано - взгляд, конечно, очень варварский, но верный ли? Не оставлять за собой права на сомнение значит перестать размышлять, превратиться в железного, видимо, человека, с покрывающимися ржавчиной мозгами. Мыслящему тростнику свойственно всё же колебаться, хотя есть и третий путь: глобальное уклонение от глобальных вопросов, отказ думать на эти темы вообще - потому что страшновато, знаете ли. Новый альбом Тома Йорка "Anima" с его хрупкостью и чуть ли не бестелесностью именно об этом страхе столкновения с реальностью, которая бывает совсем не по-анимашному жестока и непонятна. Для многих людей виртуальная действительность - место гораздо более безопасное и спокойное, чем окружающий мир, на который они смотрят в щелочку между пальцами.
Сам Йорк говорит об альбоме, что главная его концепция - передать состояние тревоги и беспокойства посредством антиутопического изображения действительности. Для решения этой задачи используется электронная музыка, насыщенная сэмплами, лупами и "деконструктивными шумами". Как результат - гипнотический эффект, призванный погрузить слушателя в зыбкую атмосферу сна, где всё пугающе изменчиво и ненадёжно. Главный же ответ на вопрос, как быть с этими текучими кошмарами, заключается в следующем: от тебя ничего не зависит, плыви по течению и забудь слово "надежда".
Нельзя отрицать, что этой музыке, хоть и негативной по сути, присущи своеобразная притягательность и красота. Том Йорк, безусловно, большой художник, и своё полотно он изобразил весьма убедительно. Большую помощь, впрочем, оказал ему продюсер Найджел Годрич (Nigel Godrich), который из предоставленных ему фрагментарных записей создал цельное законченное произведение, такую себе симфонию безысходности.
А что же Magma, эти легендарные специалисты по кобайянскому языку и контактам с внеземными цивилизациями? Их альбом Zëss имеет подзаголовок " Le Jour Du Néant ", что в переводе с французского означает "День небытия" - вот он, Гамлет! Казалось бы, при таком названии слушателя вновь не ждет ничего оптимистичного - ан нет, Кристиан Вандер (Christian Vander) и его соратники оказались гораздо мудрее, да и попросту сильнее духом, и создали настоящую мессу, в которой, несмотря на упоминания апокалипсиса, жизнеутверждающие мотивы побеждают.
Здесь мы тоже имеем дело с погружением слушателя в транс, однако совершенно другими средствами - ритмическое остинато, поверх которого завораживающий голос Верховного Жреца уводит в глубины Вселенной, показывая картины одна грандиознее другой, на фоне которых чье-то личное бытие (или небытие) - нечто малосущественное, о чем ни сожалеть, ни волноваться не стоит. Мост в бесконечность - ни много, ни мало, а пойдете вы по нему или отступите в испуге - личное дело каждого. Стоит отметить, что мрачности, столь присущей творению Тома Йорка, здесь нет и в помине - в музыке присутствуют и торжественные моменты, и парящие, несущие на высоких волнах, а иногда словно взятые из французского кинематографа шестидесятых годов - легкомысленные полутанцевальные намеки на хеппи-энд. Главную роль играет, конечно, с помощью своего голоса Кристиан Вандер, однако помогает ему весьма солидный состав музыкантов, включающий Пражский Симфонический Оркестр.
Christian Vander - solo vocals
Stella Vander - solo vocals, vocals
Morgan Agren - drums
Simon Goubert - piano
Philippe Bussonnet - bass
Rudy Blas - guitar
Isabelle Feuillebois - vocals
Hervé Aknin - vocals
Julie Vander - vocals
Sandrine Destafanis - vocals
Sylvie Fisichella - vocals
Laura Guarrato - vocals
Marcus Linon - vocals
The City of Prague Philharmonic Orchestra conducted by Adam Klemens
Каждому, конечно, решать самому, кто-то и вообще слушать не захочет, но автор так и не определился, какое произведение ему ближе. Оба альбома сильные, оба дают обильную пищу для ума и души. Всё же, наверное, чуть большее предпочтение Магме. Рекомендую всем поклонникам нестандартной музыки.