Найти тему
ФамилиЁ

Инклюзия наоборот или почему я рада, что мой сын посещал коррекционный сад.

На написание этого поста меня сподвиг яростный спор в одном из пабликов. Женщина-автор, называя детей-инвалидов «крестом» «неполноценными людьми» и вишенкой на торте, - «дебилами», искала поддержки у своих визави. И нашла.

Меня сложно развести на эмоции и раскачать даже на какой-то острой теме. Но читая вот это все, я подумала о том, до какой же степени цинизма может дойти человек, призывающий абортировать любой плод с подозрением на патологию, лишь бы «деформированные лица» не тревожили их, полноценных людей, покой. И если честно я даже не знаю, что хуже: желание хайпнуть на чужих эмоциях, поливая грязью иных родителей, или вот такая «особая» принципиальная позиция.

Но я хочу все-таки про позитив.

У моего младшего сына с раннего детства речевые проблемы. Заговорил он только в три года и с волшебного неврологического пинка. Естественно, что вербальное развитие хромало и нам был нужен логопед.

Но логопедического сада в округе нет, и нам посоветовали сад коррекционный. Причем очень хвалили это сад. Я посмотрела территорию, поговорила с заведующей, которая мне просто безумно понравилась, и решила рискнуть.

И не пожалела.

Группа в саду попалась совершенно разношерстная. Во-первых, не совсем одновозрастная: то есть в один коллектив могли попасть дети плюс минус год-два по возрасту.. Так в старшей у нас были и 4хлетки и 6летки. В подготовительной - мальчишки и восьми лет и пяти. Дети разные, в том числе «тяжелые». Дауненок, ребенок с детским аутизмом, пара неговорящих мальчиков, а вместе с ними и пара таких же как мой, - логопедических детей с отсутствием каких-либо других проблем. И инвалиды, и не инвалиды.

На первом детском утреннике я сидела в уголке и ругала себя почем зря за то, что отдала ребенка в этот ужас. Да, - замечательные педагоги, настоящие фанаты своего дела. Да- красивая территория. Да- оснащение и куча развивающих занятий. Но… Один мальчик под песню про маму лазал под стульями. Другой под «яблочко» пытался забраться на моего ребенка как обезьянка по лиане….

Забирать не стала, потому что – «ну надо ж все-таки посмотреть».

Я так и не забрала ребенка и сейчас безумно рада этому. Почему?

Во-первых, мой ребенок получил мощную прививку доброты и великодушия.

В саду сын подружился с малышом с синдромом Дауна. Ну как подружился, - когда мой парень заходил в раздевалку, Егорка с диким гиканьем кидался к нему на встречу. А мой шкет водил его на прогулку за руку и брал в пару на утренниках. Вместе с еще двумя пацанами они взяли «шефство» над, ну пусть будет Сашей, - застегивали ему пуговицы, натягивали варежки, уговаривали сесть за стол, когда на него находила «нехочуха» и так далее. Ну и как водится, на детских площадках уже вечером, с мамой, «коллеги» по детскому саду тоже играли вместе, с удовольствием гоняя и с «дауненком» и с «сдвгшкой» в войнушку. И если честно, я очень надеюсь, что если кто-то на этой площадке в присутствии моего сына додумается назвать Егорку или Санька «дебилом», - мой не задумываясь даст в глаз. Потому что для моего они, прежде всего, - друзья.

Во-вторых, мой сын научился взаимодействовать в условиях полного отсутствия или плохого вербального контакта.

Как реагировать, если неговорящий ребенок что-то от тебя хочет, при этом пытается тыкнуть машинкой в бок или отобрать игрушку, которую ты не хочешь отдавать? Если честно, я не знала бы, что посоветовать в такой ситуации сыну. Потому что, с одной стороны, больных бить нельзя. С другой, отдавать свою вещь, когда ты не хочешь этого делать, тоже. А с третьей, что-то объяснить словами тому, кто сложно воспринимает речь, довольно проблематично. Но на удивление, вся эта тусовка разнопланово сложных детей прекрасно находила общий язык. Конфликтов за полтора года в саду ни среди детей, ни среди родителей, я просто не вспомню. Ну вот не дрались. Дружили, помогали друг другу, делились игрушками, лавировали среди похожих и непохожих на себя. Насколько ценно это качество для здорового ребенка!

Ну и в-третьих, шоры и шаблоны «про инвалидов» моему сыну теперь не страшны.

Он видел и больных, и здоровых детей в ближайшем рассмотрении. Он знает, что они тоже живут, а не «мучаются». Дружат, завидуют, учатся, мечтают о чем-то. Точно также, как и он сам, его братья и сестры, другие, здоровые, его друзья и подруги. Потому что они такие же дети. Потому что они такие же люди. Его не пугают «деформированные» лица и специфическая походка. Как бы это патетично не звучало, - полтора года в саду научили его искать в человеке душу, а не любоваться портретом.

Ну и немного остановлюсь на своих наблюдениях за родителями. Что поразило (ну или разбило уже мои «шоры») меня.

Очень много молодых. Очень много полных семей. Папы включены в воспитание своих «особых» детей по полной. Родители сугубо интеллигентны, у многих высшее образование, успешная работа. Почти во всех семьях есть вторые/третьи дети. И что самое главное, - родители особят как-то по-особому счастливы. Может быть это связано с тем, что дети еще малыши и не накопилась усталость. Может быть родители тоже учатся. Учатся ловить каждый миг, радоваться первому слову в 7 лет, случайной улыбке или даже тому, что ребенок впервые простоял весь утренник прямо. Но от родителей буквально «пахло» счастьем и теплотой. И ни одной ссоры или конфликта. Ни на одном собрании или в родительском чате.

Вот такая вот особенность «особых» семей.

картинка из ИНтернет-источника.
картинка из ИНтернет-источника.