Найти тему
Классическая музыка

Музыкальная философия Белы Бартока на примере балета «Деревянный принц»

У Белы Бартока есть не особо известное, но интересное сочинение – музыка к балету «Деревянный принц». Написана она была во время Первой мировой войны, что, на мой взгляд, безусловно, отразилось на общем тоне мелодии. А вот жанрово это отличный пример позднего романтизма. Обратите внимание на драматургическую структуру произведения. Начинается оно словно во мраке, потом переходит к светлым тонам, которые позже вновь уходят во тьму. Для начала XX века такая внутренняя тревога понятна. Сложно назвать хоть кого-то, кто творил в те времена и не испытывал экзистенциального страха. Я бы даже осмелился назвать «Деревянного принца» пророческим, ибо его глубинная проблематика схожа с переживаниями советских композиторов, сочинявших в период 1930-1940 годов. Здесь даже финальный фрагмент, озаглавленный как Happy End, не внушает ничего позитивного.

На произведение можно взглянуть и с философской точки зрения. Главная тема – это человек равный целому миру. В музыкальном контексте, я думаю, Принц – это традиции (народная музыка); романтизм, как основной в то время музыкальный язык и, конечно, сам Барток. По сюжету балета, его герои должны преодолеть внутренние страхи и противоречия, чтобы быть свободными. Изначально главный герой создает себе двойника – куклу, призванную привлечь внимание принцессы. Этим поступком, Принц вступает в конфликт с природой, примеряя на себя роль демиурга. Подчеркивается это как раз музыкальными контрастами, от возвышенных романтических мелодий до гротескных механических ударов. Эта музыкальная коллизия характера для начала XX века, где не утихал спор о человеке, как единственном творце – сверхчеловеке. Эта тема поднята и тут. Став творцом, Принц преображается сам (теряет волосы и корону), обретая новое, более правдивое обличье, как бы обнажая свою сущность, позже отвергнутая принцессой. Это разочаровывает героя. Здесь и происходит его переосмысление. На помощь приходят высшие силы в виде Феи, которые возвращают принцу его первоначальный образ. Далее сюжет повторяется, но уже с принцессой, которой также нужно пройти путь преодоления и переосмысления.

Изменение облика героев, их метафоричную борьбу с природой и высшими силами, можно интерпретировать как смерть и перерождение. Даже цикличность событий на это намекает. Происходит это и с Бартоком, описывающем в музыке собственные внутренние конфликты. Барток – носитель традиций, – переходит к новому языку, принимая новоиспеченный век, который требовал нового человека. Параллельно меняется и культурная парадигма, которая пробудилась из спячки в абсолютно новом образе.

С музыкальной точки зрения, «Деревянный принц» – большое достижение для композитора, способное стоять рядом с такими произведениями, как симфоническая поэма Шёнберга «Пеллеас и Мелизанда», балет Стравинского «Петрушка» и некоторые произведения Скрябина. Этим опусом автор подчеркивает собственную индивидуальность и становится свободным в творческом выражении. Он, подобно Принцу, становится демиургом. В поздних произведениях Барток уйдет от романтических традиций в атональность.

Музыка Бартока привносит в балет выразительную интенсивность и колористическое богатство, которое хранит в себе более глубинное понимание истории. Это и осмысление таинственной силы природы, где способны ожить леса и реки; это и размышления о кошмарных обстоятельствах, в которых странные сверхъестественные существа заполняют душу человека (намек на войну и ее пороки). Барток здесь берет лучшее из романтизма, слегка добавляя в мелодическую структуру экспрессионистский гротеск. При всем этом, он сохраняет симфонический баланс и музыкальную убедительность. Он не переходит границу между гармонией и блужданием в экстравагантных звуковых эффектах, существующих без мысли, а лишь как дань моде.

Послушать произведение можно в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus

Подписывайтесь на нас в Дзен – подписаться »

Похожие статьи, опубликованные на нашем канале:
1. Многоголосие мира в этюдах Д. Лигети – читать »
2. Фортепианный Олимп Ферруччо Бузони – читать »
3. Ноябрьская симфония Аллана Петтерссона – читать »