Найти тему
Мода в книгах

Модная бабушка: Раневская в "Фитиле" 1960-х

Этот блог посвящен тому, как одеты герои литературных произведений, но иногда я пишу и о кино. В предыдущей статье мы разбирали образ Ляли из фильма "Подкидыш", а сегодня обратимся к совсем иной эпохе. Итак, Раневская - гадалка и несговорчивая жилица из киножурнала "Фитиль" середины 1960-х годов.

В 1964 году снят выпуск "Карты не врут", где Фаина Георгиевна сыграла гадалку, которая сперва напугала клиентку сообщением, что от той скоро муж уйдет к секретарше, а потом предложила приворожить его обратно новейшим проводниковым способом.

Из модного у гадалки: высокая прическа с начесом, украшенная узкой черной ленточкой (такие прически выбирали, как правило, более молодые женщины), очки формы "кошачий глаз" (и солнечные очки такой же формы), круглые клипсы. Из лишнего: крупная брошь, которая, безусловно, очень подходит крупной героине по типажу, но за счет дизайна состаривает образ. И два браслета и несколько перстней, которые играют только одну роль: указывают на отсутствие вкуса героини.
Из модного у гадалки: высокая прическа с начесом, украшенная узкой черной ленточкой (такие прически выбирали, как правило, более молодые женщины), очки формы "кошачий глаз" (и солнечные очки такой же формы), круглые клипсы. Из лишнего: крупная брошь, которая, безусловно, очень подходит крупной героине по типажу, но за счет дизайна состаривает образ. И два браслета и несколько перстней, которые играют только одну роль: указывают на отсутствие вкуса героини.
Гадалка привораживает мужа к жене новейшим способом. Для усиления ритуальности действия она надевает солнечные очки.
Гадалка привораживает мужа к жене новейшим способом. Для усиления ритуальности действия она надевает солнечные очки.

Обратите внимание на современную и даже стильную обстановку квартиры гадалки. Она несколько не вяжется с обликом самой хозяйки, обвешанной крупными украшениями и облаченной в длинное домашнее платье из плотного шелка с цветочным узором.

В квартире гадалки - легкая современная мебель, на пианино нет мещанских слоников, стены оклеены однотонными, а не цветочными обоями.
В квартире гадалки - легкая современная мебель, на пианино нет мещанских слоников, стены оклеены однотонными, а не цветочными обоями.

Обратите внимание на наряд посетительницы, Прохоровой. Ее костюм тоже несколько перенасыщен деталями:

Красная блузка завязана бантом на талии
Красная блузка завязана бантом на талии
Черная шляпка из искусственной соломки, круглые крупные клипсы - это приметы эпохи. Но к ним она носит довольно тяжелые многоярусные бусы - вероятно, еще из времен её молодости, пришедшейся на расцвет "большого стиля".
Черная шляпка из искусственной соломки, круглые крупные клипсы - это приметы эпохи. Но к ним она носит довольно тяжелые многоярусные бусы - вероятно, еще из времен её молодости, пришедшейся на расцвет "большого стиля".

Дама носит перчатки, одну из которых она сняла, видимо, когда снимала карту с колоды  перед гаданием, и теперь теребит её. У неё модная миниатюрная сумочка из лакового кожзаменителя в тон бусам. Всё это говорит о несомненном достатке и доступе к  дефициту.
Дама носит перчатки, одну из которых она сняла, видимо, когда снимала карту с колоды перед гаданием, и теперь теребит её. У неё модная миниатюрная сумочка из лакового кожзаменителя в тон бусам. Всё это говорит о несомненном достатке и доступе к дефициту.

Собственно, подбор костюмов и аксессуаров в "Фитиле" лишний раз напоминает, что даже самые передовые технологии и самые модные предметы соседствуют с дремучим суеверием. Женщина платит 10 рублей за гадание, потом 50 за приворот, в то время, как гадалка делает ровно одну вещь, которая и правда может вернуть мужа в семью - звонит в местком по месту работы Прохорова и сообщает о его связи с секретаршей. В общем, жена могла бы сделать это сама и бесплатно.

Через год Раневская снялась в "Фитиле" еще раз, в выпуске "Не поеду!" Бывшая кассирша, скандалистка, любительница писать жалобы и кляузы, она раз за разом отказывается от предлагаемых ей вариантов переезда и доводит до инсульта своего оппонента.

В данном случае костюм должен был подчеркнуть вредность героини. В отличие от предыдущей истории, тут не потребовалась масса украшений.

Героиня Раневской одета очень просто: в черный летний костюм с белым принтом в виде бантиков и шляпку.
Героиня Раневской одета очень просто: в черный летний костюм с белым принтом в виде бантиков и шляпку.

Есть несколько примет времени, о которых стоит поговорить отдельно:

Обратите внимание на перчатки и длину юбки (едва прикрывает колено). Это повседневный образ, и шляпка с перчатками всё ещё остаются его неотъемлемой частью.
Обратите внимание на перчатки и длину юбки (едва прикрывает колено). Это повседневный образ, и шляпка с перчатками всё ещё остаются его неотъемлемой частью.

Кстати, как и Прохорова в гостях у гадалки, эта посетительница не снимает шляпки и перчаток в помещении, а сумочку ставит на стол.

Спасибо, что читаете. О модной Раневской в фильме "Подкидыш" можно прочесть вот тут.

Вообще я пишу о моде в книгах, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь статьями!