Сегодня в современных автомобилях используются различные модификации бортовых компьютеров, которые отличаются своими функциональными возможностями, способны управлять различными моделями и исполнительными блоками в автомобиле.
Первые бортовые компьютеры появились на современных автомобилях ещё в конце восьмидесятых годов прошлого века, и представляли собой простейшие устройства, способные лишь рассчитывать пробег автомобиля, отображать показатель расхода топлива и анализировать возможный пробег машины при текущем объеме бензина в баке. Сегодня же подобные устройства оснащены мощными процессорами, они получают данные от различных датчиков и систем в автомобиле, не только информируя водителя о наличии тех или иных неисправностей, но и полностью управляя работой двигателя, коробки передач и других важных систем в машине.
Разновидности бортовых компьютеров
Бортовой компьютер — это цифровое устройство, которое производит соответствующие вычисления на основе полученной информации от многочисленных датчиков и исполнительных устройств в автомобиле.
Принято выделять следующие типы бортовых компьютеров:
1) узконаправленные, в том числе маршрутные, диагностические компьютеры, различные электронные блоки и системы управления отдельными узлами автомобиля;
2) универсальные бортовые компьютеры отвечают за работу мультимедиа или способны работать с данными, выполняя функции маршрутизаторов и навигаторов.
Продвинутые модели таких борткомпьютеров не только способны анализировать полученные ими данные и выводить информацию на экран монитора, но и имеют встроенный диагностический сканер, в память которого вшиты различные сценарии, которые сверяются с полученными данными, после чего система выдает соответствующее предупреждение автовладельцу.
Используемые на современных автомобилях универсальные бортовые компьютеры объединяют в себе различные функции, они отвечают за воспроизведение музыки, могут управлять работой климат-контроля и вентиляции, используются в качестве полнофункциональных навигаторов. Также такие системы отображают данные с парктроников, которые оценивают расстояние до близлежащих препятствий и формируют картинку на имеющемся дисплее бортового компьютера.
Если первоначально такие бортовые компьютеры имели небольшой дисплей, расположенный между спидометром и тахометром, то сегодня современные автомобили оснащаются функциональными сенсорными 7-10 дюймовыми экранами, которые отличаются качеством исполнения, позволяя наглядно представлять водителю различную необходимую ему информацию. По сути, такие бортовые компьютеры состоят из таких же узлов, как и стандартные стационарные ПК. Они включают дисплей, быструю память, могут работать с флеш-накопителями и различными картами, получают данные от многочисленных исполнительных устройств и датчиков по всему автомобилю.
Диагностические компьютеры
Принято выделять как встроенные в автомобиль диагностические компьютеры, так и мобильные переносные устройства, которые, по сути, представляют собой планшет с шлейфом и специальным разъемом для подключения к компьютерному мозгу автомобиля.
С помощью такого устройства можно выполнять следующие действия:
1) контролировать масло в двигателе и коробке передач;
2) оценивать состояние тормозных колодок и степень их износа;
3) проводить полную диагностику двигателя, записывая все выявленные ошибки в памяти устройства;
4) опрашивать всё электросистему, выявляя замыкания и утечки тока.
В большинстве современных автомобилей сервисные диагностические компьютеры уже изначально присутствуют в машине, однако получить к ним прямой доступ попросту невозможно. Такие системы сохраняют все коды ошибок, а при выполнении сервисных работ мастер подключает к блоку управления авто соответствующее оборудование и считывает все показатели борткомпьютера.
Маршрутные устройства
Первые маршрутные компьютеры появились в конце девяностых и начале двухтысячных годах, после чего сразу же стали пользоваться популярностью у автовладельцев. Такие приборы отвечали за предоставление информации о параметрах движения автомобиля. Так, с помощью такого устройства можно было узнать время нахождения в пути, средние показатели расхода топлива, среднюю скорость как за всю поездку, так и за определенный промежуток времени. Продвинутые устройства могли рассчитывать предполагаемые расходы на топливо или возможный пробег при текущем количестве бензина в баке.
В последующем маршрутные компьютеры получили навигационный блок с системой GPS, стали оснащаться полноценным жидкокристаллическим дисплеем, на который выводилась не только сервисная информация, но и показатели системы навигации. На многих автомобилях такой маршрутный компьютер совмещался с управляющим и сервисным блоком, отвечая за предоставление водителю нужной ему информации и оповещение о серьёзных поломках.
Управляющий компьютер
Управляющим компьютером в автомобиле принято называть блок управления, который впервые стал использоваться на автомобилях немецкой компании BMW еще в далеком 1981 году. Такое устройство получало информацию с различных датчиков, анализировало ее, после чего отправляло команды на исполнительные устройства, позволяя таким образом управлять работой всего автомобиля. Сегодня, фактически, такие управляющие компьютеры выполняют те же самые функции, однако их мощность, скорость принятия решения улучшились, а возможности существенно расширились.
Основными функциями управляющего компьютера является следующее:
1) контроль антиблокировочной системы;
2) управление форсунками и впрыском;
3) регулировка опережения зажигания;
4) диагностика и управление автоматической коробкой передач;
5) управляющий компьютер ответственен за круиз-контроль.
По сути, это центральный блок и мозг управления автомобиля, который отвечает за всю электронику, а, следственно, за двигатель, коробку передач, привод и другие многочисленные системы безопасности в современной машине. Если ранее это были достаточно простые блоки и установки, то современные управляющие бортовые компьютеры оснащаются мощными микропроцессорами, способны получать данные от сотен различных датчиков, обрабатывая за секунду огромные объемы информации.
Выводы
Представить себе современные автомобили без автоматики и разнообразных электросистем просто невозможно. Все такие датчики и исполнительные устройства управляются борткомпьютерами, которые могут анализировать данные за миллисекунды, принимая решение вместо водителя, обеспечивая тем самым комфорт и безопасность управления автомобилем. Принято выделять различные типы таких борткомпьютеров, которые могут быть управляющими, сенсорными, маршрутными или мультимедийными.