Найти тему

"Это наша корова, и мы ее доим!"

С частотой примерно раза 3-4 в месяц судьба сводит меня в неравной борьбе с людьми, которые побывали в юридической консультации им. Вечноживого О.И.Бендера. Этих людей отличают от всех прочих страждущих вернуть нам товар два родовых признака: толстая пачка жалоб и обращений, и сильно полегчавший кошелек.

Вообще замечу, что ничто так не воодушевляет человека-потребителя и не мотивирует его на подвиги, как деньги отданные за юридическую консультацию. Покупатель, побывавший в чистилище "бесплатной" юридической консультации и отдавший тысяч 20 рублей за пачку макулатуры по вопросу ценой в 2 тысячи, подобен Гераклу, готовому биться с Лернейской Гидрой.

Но вернемся к самим этим условно-досрочно-бесплатным помощникам, искренне желающим защитить ваши права.

Как к ним обычно попадают? Пылая обидой, алча справедливости и не найдя убедительной поддержки от знакомых, родственников, коллег. Именно тогда на помощь приходит Интернет. По запросу "права потребителей" или "общество защиты прав потребителей" он выдаст вам множество ссылок на сайты, где вас уже ждут ОНИ - бесплатные рыцари закона, бескорыстные борцы за ваши права. Питаясь святым духом Конституции РФ, они готовы дать вам полную и совершенно бесплатную консультацию о том, как добиться правды, защитить права и компенсировать моральные страдания, от которых, как они же вам и расскажут, вы "просто такую личную неприязнь испытываете, что кушать не можете".

Вы придете на консультацию, где очаровательные девушки и юноши, мужчины и женщины в деловых костюмчиках и с душевным сопереживанием в глазах, ловко передавая вас из рук "персонального помощника" в руки "главного ведущего опытного специалиста", убедительно раскроют перед вами волшебные перспективы защиты ваших прав с прибылью для вас и убытком для коварного продавца. Вас посвятят в волшебные таинства компенсаций, штрафов, пени, которыми устрашенный продавец наполнит ваш кошелек. Научат заклинаниям "моральный вред", "пени за пропуск сроков", "административный штраф в пользу потребителя". И одарят волшебными свитками жалоб в Роспотребнадзор, Прокуратуру, Администрацию города, Представителю Президента и конечно исковым заявлением. И потекут молочные реки средь кисельных берегов, а в кошелке вашем зазвенят, зашуршат деньги-денежки.

Так? А вот нифига. По густой, как кисель, моей иронии вы уже поняли, что все это - сказки бабушки Настасьи. Если все это с вами вдруг происходит, то вас разводят на деньги люди, которые хорошо устроились в денежной нише "юридических консультаций", за которые очень трудно привлечь к ответственности и доказать потом обман. В таких "бесплатных" консультациях все строго обратно тому, что вам пообещают. Вместо бесплатной услуги вы получите навязанные вам платные услуги, вместо консультации по вашей проблеме - заведомо неграмотную болтовню, а вместо помощи - новые убытки.

Что стоит знать, чтобы не стать жертвой "остапов бендеров" от юрконсультации?

Первое - бесплатную консультацию вы можете получить лишь на горячей линии Роспотребнадзора или в обществе по защите прав потребителей. И это исключительно устная консультация в форме рекомендаций. Если вам предлагают куда-то прийти с паспортом за бесплатной консультацией в юридическую фирму - это первый признак обмана.

Второе - если вас встречает один человек, потом приводит еще кого-то - это еще один признак того, что вас готовят к убалтыванию на платные услуги.

Далее. Ни один юрист не даст вам заключение по вашей проблеме без изучения документов и за 10-20 минут разговора на первой встрече. Если конечно это добросовестный юрист.

Четвертое. Если вам настойчиво и сразу предлагают начать решать проблему немедленно, если вместо четкого определения вашей ситуации с точки зрения конкретных статей конкретных законодательных актов вам обтекаемо говорят о правах и компенсациях, когда вам предлагают хоть по частям, хоть авансом оплатить подготовку "пакета документов", если рисуют чудесные картины как пачка жалоб в разные госорганы испугает продавца - бегите из такой консультации.

Наверное уже назрел вопрос - почему все, что предложат вам такие "юрисконсульты" не сработает?

Все просто. Законодательство определяет две стадии и формы разрешения конфликта продавца и потребителя. Досудебная и судебная.

Досудебная стадия необязательна, но желательна. На этой стадии разрешение конфликта между потребителем и продавцом строится на одном документе - претензии потребителя. И реакции от продавца товара или поставщика услуг. ВСЕ. Никакие жалобы и угрозы жалоб в какие бы то ни было госорганы не имеют смысла и ценности. Просто потому что не относятся к досудебному урегулированию разногласий между потребителем и продавцом.

Судебная стадия требует подачи искового заявления в суд. И опять - все. Никакие жалобы, обращения и прочая и прочая не имеют ценности в судебном разбирательстве.

Если вы потребуете от продавца компенсировать вам юридические расходы до суда - вам откажут. Если в суде вы потребуете компенсировать расходы на написание всех упомянутых жалоб - вам откажут. Просто потому, что досудебное урегулирование - это претензия, которая может быть написана в произвольной форме и не требует юрконсультаций, и ДО ее подачи продавцу ваши права в общем-то и не нарушены. А жалобы в госорганы - это не урегулирование конфликта, потому что урегулированием конфликтов в потребительских спорах не занимаются ни прокурор, ни мэр, ни губернатор, ни уполномоченный по правам человека. Только суд.

Так что хороший юрконсультант - возьмет с вас деньги за консультацию, взяв деньги детально объяснит что вам делать в досудебном порядке, отдельно предложит вам услугу подготовки искового заявления в суд, не станет предлагать услуги за 20 тысяч при проблеме на 2 тысячи. А все остальные - мошенники. Для которых вы - корова, которую они выдоят.