Найти в Дзене
Акция про тексты

В черном омуте

Рецензия на роман Чимаманды Нгози Адичи "Американха".

Чимаманда Нгози Адичи
Чимаманда Нгози Адичи

Феномен такой: читаешь сначала роман про Нигерию, но как будто бы про себя. А потом читаешь про Америку и волей-неволей набиваешься ватой, перестаешь сопереживать героине и вообще ждешь, когда это все наконец закончится. Затем возвращаешься в Нигерию, и вроде бы ничего. Даже банальная развязка не раздражает так сильно, как могла бы. Потому что очевидный хеппи-энд как ни крути все-таки лучше неконтролируемой истерии.

Тут автору хочется аплодировать, потому что трансформация адекватного персонажа в возбухающего и обратно изображена настолько мастерски, что… Ну вот да, в какой-то момент книгу хочется захлопнуть, ибо тут раса, раса, Обама, раса, и еще раз раса, и отсюда (из нетолерантной России) мне, конечно, ситуацию толком не оценить, но кажется постоянно, что проблема раздута до неимоверной величины, и от этого только хуже.

Помнится, где-то в начале своего пребывания в Америке Ифемелу (ГГ, если что) если не смеялась, то иронизировала над всей этой чрезмерной корректностью и боязнью дискриминации: «Я все ждала, когда она спросит: "Которая с парой глаз или с парой ног?" Чего было не спросить: "Черная или белая?"». Но все поменялось, когда у Ифемелу появились (примерно из рук белого мужчины) деньги, жилье и всякое в этом духе. «А я ему говорю – но дело как раз в расе», – и дальше дело постоянно в расе, причем настолько, что Ифемелу в итоге почему-то расстается с ярым борцом за расовую справедливость и уезжает домой, в Нигерию.

Адичи не гениальна, если говорить о композиции, саспенсе (хотя пару раз проскальзывало) и прочем важном для истории, но вот метаморфозы во внутреннем мире героини показаны превосходно, пускай и не без избыточной саморефлексии. Круто, что Ифемелу нигерийская вызывает симпатию, а американская – отторжение. Круто и немножко непонятно, ведь плохое отношение к США у нас, в зависимости от лагеря, считается либо долгом патриота, либо плохим тоном. Впрочем, слово «лагерь» уже давно обросло неприятными коннотациями.

«Почему люди спрашивают «О чем?», будто роман непременно о чем-то одном?», – рассуждает героиня Адичи как раз в тот момент, когда текст превращается в узкое, ярко-черное политическое высказывание. Как говорится, иронично, не правда ли? Африканские писатели приоткрывают завесу богатейшей культуры, способствуя сближению народов и стиранию противоречий. Американхские блогеры говорят, что белые никогда не поймут черных, поэтому белым хорошо бы просто заткнуться и не мешать. При этом молчать о расизме нельзя ни в коем случае. Лучше просто не быть белым. По-моему, так. Совсем, правда, не по-моему.