Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Елена Кинаш
До чего дошел прогресс!
Труд физический исчез.
Да и умственный заменит
Механический процесс!
Позабыты хлопоты,
Остановлен бег,
Вкалывают роботы,
А не человек!
В нашу эпоху технологий роботы уже никого не удивляют. Роботы успели проникнуть в наши дома и жизни, образование — не исключение.
Теперь мы верим в «цифру». Сегодня наблюдается интенсивный рост и расширение в образовательном пространстве: создаются электронные учебники, развиваются образовательные платформы, появляются разнообразные онлайн-курсы, активно входит в жизнь дистанционное образование. Школьное и дополнительное образование безусловно обретает большие возможности как для учителя, так и для ученика в использовании цифровых технологий: индивидуальные планшеты, смартфоны, интерактивные доски, электронные учебники, виртуальные экскурсии, интернет-лаборатории. Несколько лет назад мы, учителя, и не мечтали об этом. Внедрение технологий в образовательный процесс способствует построению следующей схемы:
ученик + обучающая программа + тьютор = результат
Казалось бы, все складывается более, чем хорошо. Но, ученики в случае внедрения такой схемы перестают нуждаться в школе, классе, учителе. Таким образом, роль учителя подвергается глобальному переосмыслению.
Образование — это путь формирования личности. Цифры, роботы — где тут эмоциональное участие окружения, где формируется человек? Даже в книгах, фильмах о роботах, авторы дают своим героям право мечтать о том, что вышеупомянутые будут настоящими друзьями и полезными помощниками. И это будущее совсем рядом. Мы часто говорим о том, что дети — наше будущее. А может ли будущее быть прекрасным в стране «роботизации и цифровизации»?
Вспомните мультфильм «ВАЛЛ-И». Несмотря на то, что многим покажется, что основной посыл этого фильма в сохранении Земли и ее ресурсов, на мой взгляд, это фильм-предупреждение о том, что мы постепенно потеряем свой облик «Человека» с эмоциями, чувствами, так как забудем, что важно для нас, для чего и зачем мы живем, мы станем «цифровым мусором».
Сегодняшнее поколение погрязло в одиночестве, так как живая коммуникация на 70% заменена виртуальной. Как мне кажется, ВАЛЛ-И является тем самым учителем-проводником для будущего поколения, окруженным асоциальным обществом («мусором»), наделенным чувствами и эмоциями.
Он делал свое дело 700 лет, теперь ему предстоит открыть свое истинное предназначение («ВАЛЛ-И»)
Учитель является хорошим, потому что не только способен дать детям необходимый набор прочных знаний, ориентируясь на своих учеников, исходя из их уровня знаний, умений и навыков, но и способен помочь формированию личности ребенка, дать ему жизненные ориентиры, воспитать личность с высоким уровнем духовности, сформированным творческим началом, способную строить жизнь, достойную человека. Уверяю Вас, с этим «цифровая среда» не справится.
В основе моего взаимодействия с детским коллективом лежит педагогика сотрудничества, выражающаяся в гуманистическом принципе «человек–человек», которая позволяет обеспечить тесный психологический контакт между учителем и ребенком. Я люблю своих детей и принимаю их такими, какие они есть, и стремлюсь относиться к ним так будто они уже такие, какими я хочу их видеть в будущем. Мотив феликсологического плана занимает одно из первых мест в моей профессиональной мотивации.
Я всю жизнь этим занимаюсь («ВАЛЛ-И»)
На мой взгляд, именно жажда быть счастливым вынуждает воспитанника раздумывать об основаниях жизни, о средствах организации собственного поведения и все это прямым образом влияет на духовное развитие личности ребенка.
Я не хочу выживать, я хочу ЖИТЬ («ВАЛЛ-И»)
В последние годы особенно заметна тенденция подмены реального мира миром виртуальным, где счастье столь же виртуально. Отсутствие у ребенка способности проживать счастье нормальной человеческой жизни приводит к поиску его вне культуры человеческого общежития. Основная моя задача — воспитать у ребенка стремление быть счастливым в повседневной жизни. А это возможно только вне мира цифрового.
Не подумайте, я НЕ ПРОТИВ цифры. Цифровые технологии помогают и мне разнообразить каждодневные школьные занятия по заранее продуманному учебному плану. Использование интерактивной доски, видео-, фото- и аудиоматериалов, дополнение своего собственного сайта для еще большего привлечения учеников — все это только дополняет процесс образования. К тому же переход к цифровому образованию — это важный этап к совершенствованию интернет-технологий. Цифровизация позволит школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем. Однако, это не значит, что цифровизация должна полностью вытеснить живое общение и традиционные формы образовательного процесса. Ведь нивелирование роли учителя и автоматизация педагогических задач могут иметь страшные последствия для подрастающего поколения.
Что может дать яркая и увлекательная лекция, если она не отвечает на вопросы конкретных детей? И что окажется оцифрованным после ее прослушивания — урок или дети, принявшие участие в не затрагивающем их души шоу?
Правильно! Это означает, что пришло время возвращаться домой! («ВАЛЛ-И»)
(ученик+учитель) х духовно-нравственные ценности (живое общение) = БУДУЩЕЕ РОССИИ
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»