Из всех самолётов периода второй мировой войны, Ju-87, он же «Штука», стал самым узнаваемым и ненавидимым среди всей антигитлеровской коалиции. У него было множество прозвищ: «лапотник, лаптёжник, певун, музыкант, стервятник». Чем же этот с виду неказистый самолёт так отличался от массы других?
Самой главной причиной такой ненависти стало то, что этот пикирующий бомбардировщик стал одним из главных символов первых лет войны. Самолёт проектировался ещё в 1933 году, и к началу войны получился идеальный для тех лет пикировщик. В первые годы войны, когда «Штук» было много, а ПВО противника была в не лучшем состоянии, эти пикировщики наводили настоящий ужас. Их налёты навсегда врезались в память людей, и отсюда вытекает вторая причина лютой ненависти к этим самолётам – «иерихонская труба».
Это устройство представляло собой несколько маленьких пропеллеров, которые при пикировании раскручивались нагнетаемым воздухом, при этом издавая жуткий вой. Звук при атаке Ju-87 напоминал вой сирены и наводил настоящую панику. Да, это сильно демаскировало пикировщики, но они и так были достаточно заметными, так что применение «иерихонской трубы» не сильно им вредило. А вот тем, кто находился на земле, было не сладко.
Порой немецкие лётчики пикировали на головы врагов уже без бомб, просто для того, чтобы деморализовать врага.
Внешний вид также мог напугать. На первый взгляд машина казалась неказистой, но в небе она кажется хищной птицей. Агрессивный острый капот, крылья выполненные по схеме «обратная чайка» и неубирающиеся шасси делали облик самолёта схожим с пикирующим стервятником. Кстати, именно из-за формы неубирающихся шасси, советские солдаты дали Ju-87 прозвища «лапотник» и «лаптёжник».
Немцы же этот самолёт наоборот очень любили. В первые годы войны, цельнометаллический корпус машины, достаточно хорошо защищал, и при этом не сильно утяжелял самолёт. «Штука» очень хорошо управлялась и имела отличный обзор для лётчика, что несомненно помогало производить бомбометание более прицельно. Ju-87 – двухместный самолёт, экипаж которого состоял из пилота и заднего стрелка. Несмотря на наличие бортового стрелка, в воздушном бою «Штуки» были отличной мишенью. Именно по этой причине после 1943 года, Ju-87 часто использовались как учебные самолёты, а на дневные операции вылетали только самолёты модификации Ju-87\G, имеющие на вооружении две крупнокалиберные пушки.
В отличие от пикировщиков других стран, точность бомбометания Ju-87 была заметно выше. Это было следствием того, что бомбометание «Юнкерса» проходило на высоте менее 600м.
Советский пикировщик Пе-2, чаще всего сбрасывал бомбы как минимум с километровой высоты.
Хорошие показатели точности попадания бомб, давались благодаря удобному процессу пикирования.
Заметив цель через окошко в полу, лётчик переворачивал машину и устремлялся вниз. Ориентироваться ему помогала прицельная сетка на стекле кокпита. Когда самолёт опускался ниже 500 метров, на приборной панели загоралась красная лампочка, а пилот нажимал кнопку сброса бомбы. После нажатия кнопки, машина автоматически начинала выравниваться, и это здорово помогало лётчику, который при этом испытывал страшные перегрузки. Когда капот самолёта оказывался выше линии горизонта, закрылки автоматически меняли положение, обороты винта увеличивались, и управление снова полностью переходило лётчику.