Найти в Дзене
Метагазета

Пилоты срывают рейсы

Оглавление
После катастрофы SSJ100 пилоты стали чаще отменять и задерживать рейсы / Фото: Metagazeta.ru/Анатолий Трофимов
После катастрофы SSJ100 пилоты стали чаще отменять и задерживать рейсы / Фото: Metagazeta.ru/Анатолий Трофимов
Минимум 320 авиарейсов из России в Европу в 2019 году будут сорваны, из-за этого пострадают 33 тысячи пассажиров. Причины — нехватка и низкая квалификация пилотов, плохое состояние воздушных судов и неважная организация аэропортовых служб.

В 2018 году 17% самолетов вылетали из российских аэропортов с задержкой. Из-за срыва графика и отмен рейсов пострадали 9,3 млн пассажиров. Из них 33 тысяч человек могли претендовать на получение компенсации за непунктуальность авиакомпании или аэропорта (речь идет только о рейсах в Европу и обратно).

Сколько пострадавших получили деньги, подсчитать трудно, говорят эксперты компании AirHelp, обобщенную статистику на этот счет никто не ведет, а авиакомпании этих данных не раскрывают. Учитывая, что только 66% пострадавших обращаются за компенсацией, а в России добиваются денег от авиакомпаний лишь 10-15% соискателей, можно предположить, что всего 2-3 тысячи человек смогли получить заветные €600 — во столько Европейский суд весной 2018 года оценил ущерб каждого пассажира, не улетевшего вовремя.

  • Регламент Евросоюза «О правах авиапассажиров» №261/2004 предусматривает выплату компенсации пассажирам, которые летят в Европу или из Европы, если была длительная (более трех часов) задержка рейса, отмена рейса или отказ авиакомпании пускать пассажира на борт. При дальности рейса менее чем 1500 км размер компенсации €250, 1500-3500 км — €400, свыше 3500 км — €600. При этом пассажирам должны быть обеспечены питание, напитки и связь.

В 2019 году пострадавших будет как минимум столько же, сколько в 2018-м, уверены в AirHelp. За январь-апрель 2019 года уже было сорвано 100 европейских рейсов, пострадали 10 тысячи человек, которым полагается компенсация (см. «Сорванные авиарейсы в России»). В январе-апреле 2018-го было столько же. В мае-августе прошлого года вышли из графика еще 100 рейсов, пострадали еще 11 тысяч пассажиров. Летом 2019-го ситуация не улучшилась, говорят эксперты и ждут повторения «лета хаоса», как окрестили прошлогодний высокий сезон.

Хорошо, что рост этого хаоса удалось остановить: в 2018 году число сорванных рейсов выросло более чем втрое по сравнению с 2017-м, а в 2019-м такого взрыва не ожидается, отмечают в AirHelp.

«В 2018 году мировая индустрия авиаперевозок столкнулась с беспрецедентным хаосом, из-за чего пострадали многие пассажиры. Чтобы вернуть ситуацию под контроль, политики и представители бизнеса даже проводили совещания по вопросам авиации. Цифры, однако, показывают, что ситуация с тех пор не улучшилась, а даже ухудшилась. Пассажирам следует быть готовым, что этим летом хаос будет не меньшим, а, возможно, и большим, чем в прошлом году», — прогнозирует Евгения Курмачева, эксперт AirHelp по правам авиапассажиров.

Источник: AirHelp.
Источник: AirHelp.

Пилоты требуют денег

Главные причины, которые сбивают график, — нехватка пилотов и забастовки сотрудников авиакомпаний и аэропортов. Работники требуют повышения зарплаты. Например, в апреле 2019 года семь дней бастовали пилоты авиакомпании Scandinavian Airlines System (SAS). В акции приняли участие 1,5 тысячи сотрудников в Дании, Швеции и Норвегии, было отменено 70% рейсов SAS, пострадали 350 тысяч пассажиров, а авиакомпания теряла по €10 млн в день.

Пилоты требовали улучшить условия труда и повысить зарплаты на 13%.

«У нас непредсказуемый рабочий график. Мы узнаем расписание за две недели до вылета — и так уже четыре года, — жаловался представитель профсоюза пилотов Вильгельм Терсмеден. — Кроме того, каждый четвертый сотрудник компании — субподрядчик, не пилот SAS. Нас это беспокоит. Мы хотим обсудить наше будущее внутри компании. Главное для нас — суметь совмещать работу и личную жизнь. В нынешних условиях это невозможно».

Руководство SAS заявляло, что летчики и так много получают — в среднем около €9 тысяч в месяц. В итоге договорились поднять зарплаты на 3,5%.

Сотрудники British Airways, которая перевозит 145 тысяч человек в сутки, намерены бастовать 6 августа, если им не повысят зарплату на 11,5%, пишет The Guardian. British Airways пытается запретить забастовку через суд.

Самолеты ломаются

В России забастовки пилотов, как и других работников транспортной сферы, запрещены Трудовым кодексом. Недовольных просто увольняют. Массовых акций не было лет десять. В декабре 2009 года «Аэрофлот» внезапно отменил около 140 авиарейсов из Шереметьево — в соцсетях сотрудники авиакомпании писали, что таким образом работодатель маскирует забастовку пилотов, которые требовали повысить зарплату. Дело замяли, бунтарей уволили. В конце 2013-го вновь возникла угроза масштабной забастовки — тот же результат.

В феврале 2018 года The Insider опубликовал откровения пилота «Аэрофлота», рассказавшего о серьезных нарушениях не только режима труда и отдыха, но и полетных правил. Пилоты работают на износ, из-за переутомления совершают грубейшие ошибки, подготовка летчиков очень плохая, состояние воздушных судов тоже, из имеющихся у «Аэрофлота» самолетов Sukhoi Superjet летали меньше 25%, «остальные стояли у забора сломанные» — и еще много впечатляющих фактов.

«Аэрофлот» опроверг эти обвинения. Но пожар в самолете Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота», случившийся 5 мая 2019 года в Шереметьево, заставил общественность вернуться к теме, поднятой анонимным пилотом. «Аэрофлот» сам заявил о недоработках самолета, а сотрудники авиакомпании и прочие эксперты наперебой рассказывали о проблемах с подготовкой пилотов.

После этой катастрофы, в которой погиб 41 человек, участились случаи, когда пилоты перестраховываются — отказываются от рейса, если у них возникают сомнения в исправности самолетов. Так что в России в 2019 году, скорее всего, будет больше отмен и задержек рейсов, чем в 2018-м. Но по причинам, отличным от европейских, считают эксперты.

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram