Найти тему

Старинные трамвайчики

Оглавление

В путешествии по Пятигорску я увидела необычный памятник – трамвайный вагон, установленный на территории старого депо. Это – настоящий вагончик, который катался за одним из первых трамваев в России. И сделали его на заводе компании Siemens, которую мы больше знаем по ее телефонам.

-2

Первые планы и препоны

С пятигорским трамваем связано столько интересных фактов, что взять их на вооружение не побрезговал бы и Шелдон Купер.

Прежде всего, это действительно один из старейших трамваев. Проект начали готовить с 1898 года. Для сравнения – самым старым российским трамваем считается калининградский. Его запустили в 1895 году. Но в то время Калининград был еще немецким Кенигсбергом. А в Российской Империи первый трамвай запустили в Киеве в 1892 году.

Пятигорск уже стал популярным курортом и его гостям нужен был удобный и недорогой способ добираться из пансионов к целебным источникам и местам отдыха. Но если бы это произошло, гостиницам, расположенным вблизи ключевых мест, пришлось бы снизить цены. Извозчики бы тоже стали зарабатывать меньше. Поэтому проект поддержали не все.

Источник фото: Википедия
Источник фото: Википедия

Что раньше: трамвай или электричество?

В 1902 году дело все-таки сдвинулось. Реализовать проект взялось акционерное общество Siemens & Halske, дедушка современного концерна.

В те годы электричество было не везде и его было мало. Даже в столичном Петербурге люди катались на конке. Поэтому немцы построили неподалеку от Ессентуков одну из первых в России гидроэлектростанций «Белый уголь» на 700 кВт. Этого хватало и для трамвайных линий, и для обслуживания курортных городов Кавказских Минеральных Вод.

Получилось так, что не трамвай подключили к городской электросети, а наоборот – трамвай поделился электричеством с соседними городами.
-4

Немцы справились с задачей за год и 1 сентября 1903 года первый трамвайчик весело затарахтел по пятигорским улицам.

Еще один интересный факт: ширина трамвайной колеи в Пятигорске – всего 1000 мм. В России такая есть еще только в Евпатории и Калининграде.

Сначала в городе было всего два маршрута. От Цветника до Провала и от вокзала до Сабанеевских ванн. Второй маршрут тоже шел через Цветник. Этим маршрутом сюда добрались герои «Двенадцати стульев» Остап Бендер и Ипполит Матвеевич Воробьянинов.

-5
-6

Прослужили полвека

АО Siemens & Halske не только запустило электростанцию и проложило рельсы. Немцы привезли в город трамваи собственного производства. Всего было двенадцать трамваев и восемь прицепных вагончиков к ним. За спартанский открытый дизайн в народе их прозвали «босоножками».

Вот так выглядит вагон изнутри.

-7

Крепили его к трамваю вот такой сцепкой.

-8

Позже подобные вагончики начали строить в самом Пятигорске. Но этот вагон-памятник – из той первой партии Siemens. Сохранился только он.

Ни один из двенадцати трамваев до наших дней не дожил. Но сохранилось много фотографий. Можно быть уверенным, что Кися с Осей приехали на таком трамвайчике. Новые машины в пятигорском трамвайном парке начали появляться только в тридцатых годах. А старенькие и наивно выглядевшие «босоножки» Siemens бегали по улицам вплоть до пятидесятых.

Источник фото: trampark.ru
Источник фото: trampark.ru

Обратите внимание на здание на предыдущем фото. Это Дача Эльзы – местный «дом с привидениями». Сейчас внутрь не пускают, но я успела побывать там раньше. Расскажу об этом в другой раз.

А пока вот вам еще один старый трамвайчик.

-10

Это чехословацкая Tatra. Если не ошибаюсь, такие еще можно встретить в Пятигорске. Она стоит напротив вагончика-босоножки. Вроде бы из нее тоже хотят сделать то ли экспонат, то ли музей. В общем, если будет выступать, я пойду смотреть.

А вот так выглядит современный городской трамвай. Это недалеко от Цветника.

-11

А вот это видео позволит вам прокатиться в кабине пятигорского трамвая, не вставая с любимого кресла.

Вы нам очень поможете, если подпишетесь на канал и поставите лайк. Спасибо вам за это.

Делайте репосты. Это позволит каналу развиваться.

Если вы любите смотреть картинки, заходите на мой Инстаграм. Там еще больше фотографий из удивительных мест.