Найти в Дзене
Таманский танковый

"Лохань" - первый русский паровой танк

Известие о применении на Западном фронте первых танков, в 1916 году воодушевило русских конструкторов и военных на создание собственного аналога. На передовой требовалась боевая машина огневой поддержки для прорыва на участке фронта, для которой не станет помехой ограждения с колючей проволокой и траншеи. Над дизайном решили не мудрствовать и скопировать у первого английского образца MkI. Проблема заключалась только в отсутствии бензиновых двигателей необходимой мощности, коробки передач и механизма поворота. Именно поэтому, учитывая габариты будущего бронированного монстра, было принято решение создать танк на паровом двигателе. По аналогии с английским "тазиком", разработку русской "лохани" доверили инженерам Ижорского, Путиловского и Коломенского паровозного заводов, которые уже участвовали в разработке бронепоездов и бронеавтомобилей. В качестве прототипа двигателя путиловские и коломенские специалисты использовали малогабаритную паровую машину катера, немного его преобразовав. У
Первый русский паровой танк
Первый русский паровой танк

Известие о применении на Западном фронте первых танков, в 1916 году воодушевило русских конструкторов и военных на создание собственного аналога. На передовой требовалась боевая машина огневой поддержки для прорыва на участке фронта, для которой не станет помехой ограждения с колючей проволокой и траншеи. Над дизайном решили не мудрствовать и скопировать у первого английского образца MkI. Проблема заключалась только в отсутствии бензиновых двигателей необходимой мощности, коробки передач и механизма поворота. Именно поэтому, учитывая габариты будущего бронированного монстра, было принято решение создать танк на паровом двигателе.

По аналогии с английским "тазиком", разработку русской "лохани" доверили инженерам Ижорского, Путиловского и Коломенского паровозного заводов, которые уже участвовали в разработке бронепоездов и бронеавтомобилей.

В качестве прототипа двигателя путиловские и коломенские специалисты использовали малогабаритную паровую машину катера, немного его преобразовав. У них вышел двигатель двойного расширения с алюминиевым блоком цилиндров, мощностью в 60 лошадиных сил. Водотрубный паровой котел с керосиновой форсункой и принудительным дутьем был спроектирован на основе котла Леона Серполле, внутри которого насчитывалось почти километр медных трубок. Разогрев котла составлял всего 15 минут, в результате чего котел выдавал 250-градусный пар с 12-атмосферным давлением. Было решено установить две паровые машины с одним котел на двоих. Подобная компоновка решала проблему отсутствия коробки скоростей и механизма поворота. Дополнительно это давала возможность разворачиваться бронированной машине на месте, двигая гусеницы в разные стороны. Котел находился в задней части машины, а двигатель – в гусеничных обводах, непосредственно возле ведущих колес. Немало проблем доставили конденсаторы пара. В конце концов их разместили в гусеничных обводах слева и справа от котла. Их снабдили центробежными воздуходувками с приводом от паровых турбин на мятом паре. Однако этого было недостаточно, и при работе котла более чем на 60% мощности, пар конденсироваться не успевал. Для решения этой проблемы в передней части разместили два бака для питательной воды, общим объемом около 500 литров.

Компоновка внутри русской "лохани"
Компоновка внутри русской "лохани"

В качестве оружия использовали два пулемета Максима в казематных бронировках, и ещё двумя вспомогательных Льюисами для перекрытия мертвых зон. Единственную пушку установили в носовом спонсоне. В качестве оной использовали укороченную 3-х дюймовую (76,2 мм) зенитную пушку Тарновского-Лендера с полуавтоматическим клиновым затвором, объединявшей хорошую баллистику с высокой скорострельностью. Её пришлось немного укоротить пушку, дабы при преодолении танком рвов, ствол не утыкался в землю. В передней части располагалось место водителя, в лобовой броне лючок для вождения на марше. У водителя имелось два перископа с посеребренными зеркалами. По обеим сторонам от него располагались водяные баки. За водителем находится «боевой штырь» пушки, с которого начинается боевое отделение. В нем в два яруса размещено вооружение. Нижний ярус образуют два пулемета Максим. В рубке над боевым отделением расположена трехдюймовая укороченная пушка системы Тарновского-Лендера. Слева от орудия наводчик с перископическим прицелом. Справа - место командира танка, оснащенное командирской башенкой с четырьмя перископами. У командира имелся пулемет Льюис. За орудием располагается заряжающий, который контролировал кормовой сектор с помощью пулемета Льюиса.

Русская "лохань", вид сверху
Русская "лохань", вид сверху

В левом борту боевого отделения, за пулеметной башней расположена броневая дверь для входа внутрь. За боевым отделением расположен паровой котел и место механика. Над ним находился вентиляционный купол с тремя смотровыми щелями. В кормовой части корпуса был размещен топливный бак на 110 пудов нефти. В гусеничных обводах перед ведущим колесами горизонтально расположены две паровых машины двойного расширения. Над машинами размещены баки для 8 пудов касторового масла каждый. В качестве ходовой части использовали блокированные тележки, объединенных балансирами, подобно ходовой части тяжелых портальных кранов. Максимальная проектная скорость по шоссе составляла восемь верст в час. Вес достигал 22-23 тонн. Корпус выполнен из броневой стали толщиной 8,46–12,7 мм с дополнительными накладками на лобовых деталях.

Во время испытаний «лохани» показали себя простыми в управлении, имели высокую для того времени скорость. Запаса топлива и воды хватало на 30 верст. Размещение узлов и агрегатов обеспечивало экипажу комфортные условия. Удачное размещение вооружения отличалось малыми мертвыми зонами и позволяло экипажу из семи человек создавать высокую плотность огня.

Остается только добавить, что опытный образец так и не был запущен в серию из-за начавшейся революции.