Найти в Дзене

Откуда обычай присесть на дорожку?

Обычай "присесть на дорожку" есть почти в каждой семье. Молодежь его вряд ли блюдет, а вот старшее поколение - ответственно.

На днях мы возвращались в Краснодар из небольшого путешествия в соседний городок, и свекровь перед выходом предложила: "Ну, сядем перед дорогой". Сели, помолчали несколько секунд, - теперь можно ехать со спокойной душой. А почему до этого нельзя? Надо разобраться.

Помогла в этом книга В. Коршункова "Дорожная традиция России. Поверья, обычаи, обряды" (2015). Здесь нашему обычаю посвящена целая глава.
Интересные подробности, которые я нашла у Коршункова:

🔸Обычай водился не только у простолюдинов, но и в дворянских семьях.

🔸Пол в день отъезда не мыли и не подметали - это означало "замывать след" уехавших. А если наоборот, хотели выжить кого-то из дома (например, свекровь - невестку), то мели пол к порогу и приговаривали: "Век бы мои глаза тебя не видывали".

🔸Отсюда, кстати, просторечие "смыться" ("смываться") или "выметаться", которое, как пишет автор, означает "скорое и решительное исчезновение того, кто тем самым уподоблялся мусору, грязи".

🔸Все двери, окна, подполье, заслонки в печи нужно было перед ритуалом закрыть, а кошку из дома выгнать (в кошку может переселиться злой дух). В некоторых селениях "мешала" не только кошка, но и "баба". Если уже отправились в путь, но у дома женщина перешла дорогу, надо было вернуться и посидеть на дорожку заново.

🔸 Почему надо именно сидеть? (а не стоять, например). Это связано с ритуалом прощальной семейной трапезы. Я нашла объяснение у фольклориста А. Б. Мороз:

Отправляющийся в дальнюю дорогу должен предварительно поесть и выйти из дома непосредственно из-за стола...». Вероятно, отсюда пошло и выражение «на посошок.


Среди толкователей этого обычая популярна версия с домовым или с домашними духами: "в это время домовой дает советы на дорогу", "чтобы домашние духи не увязались, надо их обмануть". Но Коршунков называет ее наивной и аргументированно опровергает.

Во-первых, прежде у крестьян присаживались не только на дорогу, но и перед началом всякого важного дела: стройки, рубки леса, перекрытия реки плотиной.

Во-вторых, нужно обратить внимание на молчание, которое сопутствует обычаю. Он пишет:

Ритуальное молчание - это особенное, знаковое поведение, которое соотносится со сферой потустороннего. ...В народной культуре нередко бывало условием, определившим начало или конец какого-либо дела,...когда ощущалась сакральность ситуации, предопределявшей начало и ход всего предприятия.

Молчали не только перед дорогой: это также было условием удачного завершения эзотерического обряда, гадания или лечебной процедуры.

И в третьих, - закрытые окна, двери и заслонки.

Люди заботились, чтобы нигде "в этот важный момент не зияло отверстие, которое мифологически осмыслялось как выход в опасный, внешний мир" (вспомните примету о пороге). Чтобы внешнее зло не вторгнулось в тот домашний мир, где взывают к помощи Бога перед дальней дорогой. Кстати, дорога, путешествие было перемещением как раз "по такому, потенциально опасному, пространству".

Н. ШАБУНИН .ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕР. АЛЬБОМ. 1906
Н. ШАБУНИН .ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕР. АЛЬБОМ. 1906

Коршунков пишет в итоге, что этот обычай ритуально выделял ситуацию, связанную с началом пути и важного дела. Вспоминая русские пословицы "лиха беда начало" и "доброе начало полдела откачало", он делает вывод: "В обычае "присесть на дорожку" выражается древняя, сохраняющаяся поныне, "магия начала". И никаких домовых!

А вы сидите на дорожку?