Обычай "присесть на дорожку" есть почти в каждой семье. Молодежь его вряд ли блюдет, а вот старшее поколение - ответственно.
⠀
На днях мы возвращались в Краснодар из небольшого путешествия в соседний городок, и свекровь перед выходом предложила: "Ну, сядем перед дорогой". Сели, помолчали несколько секунд, - теперь можно ехать со спокойной душой. А почему до этого нельзя? Надо разобраться.
⠀
Помогла в этом книга В. Коршункова "Дорожная традиция России. Поверья, обычаи, обряды" (2015). Здесь нашему обычаю посвящена целая глава.
Интересные подробности, которые я нашла у Коршункова:
⠀
🔸Обычай водился не только у простолюдинов, но и в дворянских семьях.
⠀
🔸Пол в день отъезда не мыли и не подметали - это означало "замывать след" уехавших. А если наоборот, хотели выжить кого-то из дома (например, свекровь - невестку), то мели пол к порогу и приговаривали: "Век бы мои глаза тебя не видывали".
⠀
🔸Отсюда, кстати, просторечие "смыться" ("смываться") или "выметаться", которое, как пишет автор, означает "скорое и решительное исчезновение того, кто тем самым уподоблялся мусору, грязи".
⠀
🔸Все двери, окна, подполье, заслонки в печи нужно было перед ритуалом закрыть, а кошку из дома выгнать (в кошку может переселиться злой дух). В некоторых селениях "мешала" не только кошка, но и "баба". Если уже отправились в путь, но у дома женщина перешла дорогу, надо было вернуться и посидеть на дорожку заново.
⠀
🔸 Почему надо именно сидеть? (а не стоять, например). Это связано с ритуалом прощальной семейной трапезы. Я нашла объяснение у фольклориста А. Б. Мороз:
Отправляющийся в дальнюю дорогу должен предварительно поесть и выйти из дома непосредственно из-за стола...». Вероятно, отсюда пошло и выражение «на посошок.
Среди толкователей этого обычая популярна версия с домовым или с домашними духами: "в это время домовой дает советы на дорогу", "чтобы домашние духи не увязались, надо их обмануть". Но Коршунков называет ее наивной и аргументированно опровергает.
⠀
Во-первых, прежде у крестьян присаживались не только на дорогу, но и перед началом всякого важного дела: стройки, рубки леса, перекрытия реки плотиной.
Во-вторых, нужно обратить внимание на молчание, которое сопутствует обычаю. Он пишет:
Ритуальное молчание - это особенное, знаковое поведение, которое соотносится со сферой потустороннего. ...В народной культуре нередко бывало условием, определившим начало или конец какого-либо дела,...когда ощущалась сакральность ситуации, предопределявшей начало и ход всего предприятия.
Молчали не только перед дорогой: это также было условием удачного завершения эзотерического обряда, гадания или лечебной процедуры.
И в третьих, - закрытые окна, двери и заслонки.
Люди заботились, чтобы нигде "в этот важный момент не зияло отверстие, которое мифологически осмыслялось как выход в опасный, внешний мир" (вспомните примету о пороге). Чтобы внешнее зло не вторгнулось в тот домашний мир, где взывают к помощи Бога перед дальней дорогой. Кстати, дорога, путешествие было перемещением как раз "по такому, потенциально опасному, пространству".
Коршунков пишет в итоге, что этот обычай ритуально выделял ситуацию, связанную с началом пути и важного дела. Вспоминая русские пословицы "лиха беда начало" и "доброе начало полдела откачало", он делает вывод: "В обычае "присесть на дорожку" выражается древняя, сохраняющаяся поныне, "магия начала". И никаких домовых!
А вы сидите на дорожку?