Представьте себе, что Вы стреляете из лука. Иногда Вам кажется, что цель едва заметна. Порой суета, напряжение или усталость застилают глаза. Со всех сторон – шум голосов. Каждого надо услышать, но при этом не заглушить свой внутренний голос. Вы сильно натянули тетиву лука, рука твердо и прямо держит остро отточенную стрелу, готовую вот-вот пуститься в путь. Вы верите в успех всей душой, хотя понимаете, что как только отпустите стрелу, Вы уже не властны будете изменить ее путь. Вы вовсе не охотник. Вы – учитель!
Каждый наш ученик подобен стреле в свободном полете. Но что было бы с ней, если бы тетива была недостаточно туго натянута? Достигла бы эта стрела далекой цели?
Но, какова же конечная цель? Со всех сторон слышаться «экзамены», «стандарты», «инновации», «цифровизация», «индивидуальный подход». Если того требует общество, значит к этому и нужно стремиться. Но лучник не отпускает натянутую тетиву, так как он увидел еле заметную цель за всем этим информационным туманом. В его голове возник другой вопрос: «Какова цель учителя, входящего в класс? Что шепчет ему внутренний голос? Дать ученику определенный набор знаний? Но их сумма всегда ограниченна… Научить Истине? Но учитель не носитель истины.
Что же нужно современному молодому человеку в этом динамично меняющемся мире, чтобы найти себя?
Знание? Да, конечно! Но какое? Современный мир требует моментального результата.
Новый мир принципиально иной. То, что было эффективно в прошлом, может не сработать сейчас. Появилось нечто новое, изменившее все – масштабная «подключенность» к сети. Масштабная! Мы взаимосвязаны, как никогда раньше. Глобальная цифровизация повлияла на то, как мы учимся, работаем, играем, покупаем, путешествуем и общаемся. Она изменила наш мозг и даже образ мышления.
Учителя и родители видят, что многие молодые люди настолько вовлечены в виртуальный мир, что даже не осознают этого. Они всегда носят с собой телефон и кладут его рядом, ложась спать. Звонки, оповещения постоянно борются за наше внимание.
32% российских школьников проводят в Интернете около 8 часов в сутки
Поколение наших учеников – это первое поколение, которое растет в мире, где все постоянно друг с другом на связи: с другими странами, культурами. Сейчас в их распоряжении информация всего мира и у них больше возможностей, чем у кого-либо в истории человечества.
В настоящее время, никто не знает куда мы движемся и где в итоге окажемся. Никто не может предсказать какие именно знания и навыки потребуются, чтобы достичь успеха в новом «гиперподключенном» мире. Школа старается подготовить ученика к жизни, но суровая правда в том, что она очень сильно отстает от этой самой жизни.
Школы модернизируют стиль работы, но в основном это получается очень медленно.
Поэтому во многом ребенок остается в одиночестве в этом безграничном цифровом мире и готовится к будущему самостоятельно. Но что ждет его в этом мире и как научить ребенка жить в нем? Возможно ли защитить его от опасностей? Существуют ли универсальные навыки, которые пригодятся ребенку сейчас и подскажут, что делать дальше?
На мой взгляд, такой навык есть и именно он будет востребован даже когда весь мир будет автоматизирован – это способность думать, рождать новые идеи и претворять их в жизнь. Думать и управлять своим вниманием.
Для себя, как для учителя, я понял, как важно научить человека мыслить самостоятельно, самому сопоставлять факты и искать информацию, иметь свою точку зрения и уметь ее обосновывать. Тогда человек не перестает учиться всю жизнь, независимо от той профессии, которую он выбрал, обгоняя своих учителей и даже самого себя.
Но в настоящее время способность мыслить под огромнейшей угрозой. Способность думать – глубоко, вдохновенно и оригинально размышлять угрожает беспрецедентный вал информации из разных источников.
Данные поступают к нам новыми способами и по множеству разных каналов. Все это может подавлять или убивать процесс размышлений. Каким образом можно устранить эту опасность? Для этого учителю необходимо переформатировать себя и свой образ мышления.
Определенно учителю необходимо организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы дети не «зубрили» материал, а задействовали аналитическую часть мышления для решения поставленных задач.
Да, «ОГЭ», «ЕГЭ», «олимпиады» - это все несомненно важно, но не только запоминания важных формул мы пытаемся добиться. Воспитание трудолюбия, терпения и выдержки, когда не все получается, стремление к самообразованию у наших учеников, порядок в делах и в мыслях, формирование положительных человеческих качеств на всевозможных примерах, включая собственный.
Так неужели же та далекая цель, в которую зорко всматривается стрелок – помочь стать ребенку счастливым развитым человеком?
Да! Но цель эта долгосрочная. Чтобы жить в эпоху цифровизации счастливо, ребенок должен обладать культурой потребления информации и уметь делать выбор между той информацией, которая его развивает и информационным «смогом», понимая свои потребности и природу этой информации.
Очевидно, чтобы защититься от потока ненужной информации, необходима цифровая грамотность, а это сложный комплекс навыков, для развития которых недостаточно только лишь обновления образовательной программы по предмету «Информатика и ИКТ» или технического переоснащения школы. Для решения этого вопроса необходимо привлечение экспертов из психологических, социальных и методических служб, в противном случае поток цифровой информации захлестнет любого, кто недостаточно грамотен, чтобы его контролировать в своей жизни.
Итак, цифровой туман рассеивается, зрение обострилось, цель четко видна. Но как научиться стрелять метко и с первой попытки, ведь второго шанса для этой стрелы уже не будет? Стрелку следует много работать над собой. Действительно, мы не добьемся успехов и не будем примером для подражания, если не будем сами учиться.
Ускоряющиеся технологические изменения и цифровое общество требует от педагога быть мобильным, использовать наравне с традиционными средствами обучения новые методики и технологии, экспериментировать в организации структуры урока, обращая внимание на интересы учащихся, давать им свободу выбора.
Как для педагогов так и для учеников цифровое образование дает ряд преимуществ:
1. Привлечение зарубежных учителей. Проведение обучения как в рамках классно-урочной системы, так и в «удаленном» режиме.
2. Возможность непрерывно образовываться, меняться, ориентироваться на новое, идти в ногу со временем.
3. Создавать образовательные объединения между школами, ВУЗами, которые позволяют учащимся приобретать и перенимать опыт зарубежных ученных, профессоров, коллег, что ведет к повышению трудовой мобильности.
4. Взаимообмен образовательным опытом между педагогами из различных городов и стран.
Сформировав у ребенка необходимые знания, развившись сами как профессионал, мы все же не достигнем цели в современном образовании, если ребенок, умный и воспитанный, не поверит в собственную способность свободно «лететь как стрела».
Вера в себя – мощная движущая сила. Важно помочь ребенку научиться мыслить масштабно и смело!
Способность мыслить и рассуждать в настоящее время становится путеводной нитью, которая не даст ребенку запутаться в цифровом лабиринте информации. В таком варианте всеобщая цифровизация стает продуктивным дополнением в развитии ребенка, а не его зависимостью.