В каждом генштабе любой армии мира, обученной по науке, на всякий случай имеется по нескольку планов войны не только с соседями, но и с инопланетянами. А планов мировой войны нет.
Преамбула
Любой экспромт должен быть тщательно подготовлен. Когда какой-либо блогер создаёт «утечку» информации о милитаристских намерениях соседа, до истины ему, как до начала описываемой в курсовой работе слушателя Академии генштаба войны.
Иногда такие планы используются, иногда нет, иногда по одному и тому же сценарию может быть разыграна не одна война… В качестве примера могу привести план «защиты русского языка» (фактически – развёртывания военных действий на территории сопредельного государства) на Донбассе, предусматривающий национально-патриотический подъём в России, неожиданное «вопреки распоряжению командования» появление «отпускников» из состава Генштаба МО РФ в руководстве вооружённых формирований самопровозглашенных республиками нескольких районов Луганской и Донецкой областей Украины, «добровольцев», «Русский мир» и т.д. и т.п., который просто списан с плана Российского генштаба по организации… Русско-турецкой войны 1877-1878 годов по Освобождению Болгарии от Османского рабства. Почитайте по ссылке и вы поймёте, что сходства гораздо больше, чем различий. Только названия страны, которую непременно нужно освободить, поменяли. Но что самое примечательное: план освобождения являлся планом прикрытия достижения совсем других целей.
Третья, следующая за Второй?
Речь о планах развязать (спровоцировать) Третью мировую войну повелась в определённых кругах задолго до окончания Второй мировой. Не секрет, что Англия и Франция в начальный период Второй мировой войны вынашивали планы нападения на СССР с целью недопущения снабжения союзной ему гитлеровской Германии полезными ископаемыми, рудой и продовольствием. Не оставили их «Западные союзники», разгромившие Третий Рейх вместе с СССР, и позднее.
Премьер-министр победившей гитлеризм Великобритании в начале 1945 года писал: «Уничтожение военной мощи Германии повлекло за собой коренное изменение отношений между коммунистической Россией и Западными демократиями. Они потеряли своего общего врага, война против которого была единственным звеном, связывавшим этот союз. Отныне русский империализм и коммунистическая доктрина не видели и не ставили предела своему продвижению и стремлению к окончательному господству».
Кстати, именно ему некоторые исследователи приписывают авторство доктрины Третьей мировой войны, хотя по его рекомендации был разработан лишь план защиты Туманного Альбиона от планомерного, не считаясь с жертвами, освобождения советскими войсками европейских стран от гитлеровской агрессии и, заодно, от буржуазных правительств и принудительного перевода их в лоно большевизма.
Объявив 3 сентября 1939 года войну национал-социалистической Германии, Великобритания и Франция выступили не столько защитниками ликвидированной в том же сентябре совместными усилиями вермахта и Красной Армии Польши, сколько борцами с социализмом. Польшу никто спасать не собирался. Это был, скорее, дипломатический шаг, поскольку военные действия по её защите никто не начал, а лишь развязал руки агрессорам.
Послевоенная доктрина Черчилля предусматривала вытеснение советских войск из побеждённой Европы, в первую очередь, из Польши, поскольку именно она явилась тем камнем, из которого высекли огонь мирового пожара. С одним агрессором посредством другого уже разобрались. Настало время разобраться и с другим.
Интересно, если бы в Великобритании предвидели последствия объявления войны, так же поступили бы? Тысячу раз подумали и… Англия была бы обречена, поскольку не было в Европе и мире большей силы, чем союз национал-социалистической Германии и интернационал-социалистического Советского Союза. Но, как известно, Её Величество История не терпит сослагательного наклонения.
Причина не устранена
Вторая мировая война так и не решила «польский вопрос», из-за которого, собственно, она и разгорелась. Уинстон Черчилль утверждал, что Советская Россия стала «смертельной угрозой для свободного мира», и призывал немедленно создать новый фронт против её стремительного продвижения. Этот фронт в Европе, по мнению британского премьера, должен уходить как можно дальше на Восток.
Пресловутый «польский вопрос» оставался наиболее болезненным и в отношениях между «Западными союзниками» и СССР. В феврале на Ялтинской конференции был достигнут компромисс, предполагавший создать в Польше «на широкой демократической основе» Временное правительство национального единства и включить в него политических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. Однако вскоре выяснилось, что «реорганизация» лидерами «Союзников» понимается по-разному. Сталин хотел создать в Польше коммунистическое правительство. Американцы и англичане – признать «правительство в изгнании». Черчилль был обеспокоен подобными тенденциями и дошедшими до него сведениями о репрессиях против противников просоветского правительства и 13 марта написал Рузвельту: «Мы оказались перед лицом величайшего провала и полного срыва решений, принятых в Ялте». А в апреле 16 высших деятелей польского «правительства в изгнании» во главе с Леопольдом Окулицки (1898 — умер в тюрьме на Лубянке 24 декабря 1946), вызванные в Москву якобы для переговоров о формировании польского правительства, были там арестованы (по другим данным — 27 марта арестованы сотрудниками НКВД в польском Прушкуве и доставлены в Москву — прим. авт.).
29 апреля Черчилль в письме Сталину подчеркнул, что «обязательства, которые мы дали в отношении суверенной, свободной, независимой Польши, имеющей правительство, полностью и надлежащим образом представляющее все демократические элементы среди поляков, являются для нас делом долга и чести». 5 мая на Сан-Францискской конференции англо-американская делегация выступила с резкой критикой действий СССР. Тем не менее, в июне польские политики в Москве были осуждены. Черчилль считал, что ни в коем случае нельзя допустить установления в Польше коммунистического правления. В послании министру иностранных дел Энтони Идену от 4 мая Черчилль указал, что распространение русского господства является «одним из самых прискорбных событий в истории», отметив, что если весь Восток Европы окажется под советским влиянием, встанет вопрос о советском контроле над Константинополем (ныне — Истанбул (Стамбул), Турция).
Черчилль дал задание Объединённому штабу планирования Военного кабинета представить свои соображения относительно возможной военной кампании против СССР. Основной целью являлось навязывание Советскому Союзу воли Великобритании и США по «польскому вопросу». Однако, по мнению Черчилля, «из этого вовсе не следовало, что степень вовлечения будет ограниченной. Если СССР продолжит активное сопротивление, следует быть готовыми к «Тотальной войне». Если русские хотят тотальной войны, то они её получат».
Немыслимое
Разработанная операция получила кодовое наименование «Немыслимое» (Operation Unthinkable). Когда часть документов придали огласке, некоторые назвали их «планом Третьей мировой», но были в корне неправы.
Собственно, под одним названием Объединённым штабом было разработано два плана. Первый — весной 1945 года, второй — позже, летом. Дело в том, что к началу апреля Советские войска заняли и полностью контролировали территории Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и частично — Чехословакии. 13 апреля они овладели столицей Австрии Веной. 16 апреля началась Берлинская операция. Спустя девять дней в районе Торгау состоялась историческая «Встреча на Эльбе» советских и американских войск, и армии антигитлеровской коалиции стали стремительно подминать под своё влияние германскую территорию.
К 22 мая первый план был готов. Сформулированы задачи и цели, определены дислокация задействованных сил, направления главных ударов и возможные результаты. Датой объявления войны большевизму указано 1 июля 1945 года. Первым планировалось наступление армий Великобритании и США при поддержке двенадцати дивизий вермахта из числа сдавшихся «Западным союзникам» на расположения советского воинского контингента в Европе при осознании, что противопоставить истощённый Советский Союз вряд ли что-либо сможет, с постепенным вытеснением Советской армии к границам СССР.
8 июня было составлено заключение, согласно которому в Европе у англичан и американцев было 103 дивизии против 264 советских, а также 8798 самолёта против советских 11 742. В наступательной операции Объединённым штабом планировалось задействовать 47 дивизий «Союзников», включая 14 бронетанковых, которым противостояли бы 170 советских дивизий, включая З0 бронетанковых.
Согласно плану, при численном превосходстве советских войск «Западные союзники» могли добиться успеха благодаря превосходству в управлении войсками и фактору внезапности. Но и в случае успеха англо-американских войск в начальный период, продвижение вглубь территории СССР для его закрепления даже не рассматривалось. О том, что численный перевес Советской армии делал достижение успеха крайне сомнительным, было изложено в заключении и доложено Черчиллю.
Немыслимое-2
В ответной записке Объединённому штабу от 10 июня, Черчилль выразил опасение возможностью захвата советскими войсками всей Западной Европы «до Северного моря и Атлантики» и предложил «продумать чёткий план того, как мы сможем защитить наш Остров».
В случае достойного сопротивления частей Советской армии и перехода её в наступление (памятуя исключительную стойкость советских солдат, не исключался и такой вариант), оборонительный план, сохранивший старое кодовое название «Немыслимое», был готов 11 июля. Отвергнув, как не имеющую практической ценности, идею Черчилля сохранить на континенте плацдармы, разработчики предложили осуществлять защиту Британских островов по плану 1940 года, с помощью авиации и флота, и указали, что Британия не станет беззащитной, даже если СССР применит ракеты, поскольку задействует стратегическую авиацию, в которой у англичан безусловное преимущество. «Вторжение или серьёзные удары по нашим морским коммуникациям могут быть осуществлены только после длительной подготовки, которая займёт несколько лет». Черчилль заметил, что планы представляют собой «предварительный набросок того, что, я надеюсь, всё ещё чисто гипотетическая вероятность».
По итогам выборов летом 1945 года правительство Великобритании возглавил Клемент Эттли (1883—1967). Он переключил внимание дипломатии и общественности на оккупацию Советским Союзом Ирана и его территориальные претензии к Турции. О планах войны с СССР все забыли.
***
Третья мировая не состоялась и не планировалась. Просто были разработаны по отдельности «оптимистичный» и «пессимистичный» сценарии. Причём, оба плана держались в строжайшем секрете. Правительство Великобритании категорически отрицало их наличие вплоть до 1998 года, когда эти документы были рассекречены и перекочевали в «официальный архив британского правительства, содержащий 1000 лет истории» – Национальный архив Великобритании (The National Archives – TNA). Хотя в России утверждают, что оба плана, благодаря работе разведки, были известны советскому Генштабу ещё в 1945-м.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!