которые будут интересны как профессионалам, так и просто поклонникам Эвтерпы.
Да, вот на летних каникулах иногда хочется почитать что-то и про музыку, но только не учебник музыкальной литературы, а желательно художественное произведение ... и вот когда начинаешь искать, понимаешь, что подобных книг не так уж много, даже про художников больше написано. Тем не менее мне удалось составить небольшой список:
1. "Консуэло" и "Графиня Рудольштадт"
Как не вспомнить столь любимое женщинами творение Жорж Санд! Но между прочим, писательница явно знала толк в музыке (ведь её возлюбленным был сам Шопен), и это чувствуется, когда читаешь. Главная героиня - выдающаяся оперная певица, да и начало действия разворачивается в школе музыки в Италии, Альберт чудесно играет на скрипке, кроме того в романе присутствуют два реальных персонажа - Никола Порпора и его ученик Йозеф Гайдн.
2. "Возможная встреча" Пауля Барца
Весьма интересная пьеса, можно даже назвать её фантазией на тему возможной встречи Генделя и Баха. Как известно, эти два гения ни разу не встречались, хотя Бах делал попытки увидеть Генделя. В пьесе они противопоставлены друг другу: гордый и слегка надменный Георг Фридрих и скромный, восхищенный им Иоганн Себастьян - очень увлекательно наблюдать за их общением, тем более, что к концу пьесы они как бы меняются местами. Существует и киноверсия, она называется "Ужин в четыре руки".
3. "Контрабас" Патрика Зюскинда
Ещё одна пьеса в нашем списке, но на этот раз это монолог. Контрабас не так заметен в оркестре и недооценен публикой, поэтому здесь будет идти речь только о нем. Автору был важен герой-контрабасист и его переживания, но занятные (или просто забавные) факты из мира музыки тоже можно найти в тексте.
"Я вообще не знаю ни одного человека, который
добровольно стал бы играть на контрабасе. И как-то это становится вдруг очевидным. Инструмент не очень удобный. Контрабас - это больше, как бы это выразиться, препятствие, чем инструмент. "
...
"Наши классики, сами по себе, были в каждом конкретном случае порядочными людьми. Шуберт не смог бы обидеть даже мухи, а Моцарт бывал иногда, правда, несколько грубоват, но, с другой стороны, был чрезвычайно впечатлительным человеком и совершенно неспособным на насилие. И Бетховен тоже. Несмотря на
свои приступы бешенства. Бетховен, например, разбил множество пианин. Но ни разу - контрабас, в этом нужно отдать ему должное.
"Контрабас"
4. "Путеводитель по оркестру и его задворкам" Владимира Зисмана
Это не словарь и не энциклопедия, а целое путешествие в мир оркестра, да ещё и с огромной долей юмора, пожалуй, смешнее ещё никто не писал про музыкантов и их инструменты. Плюсом к хорошему настроению после прочтения станет умение ориентироваться в симфоническом оркестре.
…На восемьдесят процентов флейтисты ненормальные. Что-то этот инструмент делает с их мозгами, отчего они страдают той или иной формой помешательства. Инструмент — я еще в училище обращал на это внимание — накладывает на человека неизгладимую печать. Вот странноватая каста виолончелистов — благородных тугодумов с философской складкой. Скрипачи, наверное, фигляры, хотя своего запаха не различаешь, это понятно. Зато альтистов, недоношенных скрипачей, знаешь лучше, чем кого бы то ни было: в какие бы артистические и прочие наряды ни облачались они, ущербность, альтовые уши будут торчать всегда. Можно говорить о контрабасистах, этих грузчиках мебели, или о тромбонистах, укладывающихся в неожиданную пропорцию со скрипачами: как последние относятся к альтистам, так первые относятся к молодцам из той пивной, что зовется «Отрыжка длиною в жизнь»; о вокалистах — с их хорошей внутричерепной акустикой; о валторнистах — в семействе медных они подкидыши: больно уж цивилизованны. Наконец, про главных дирижеров, которых нужно душить в зародыше...
5. "Крейцерова соната" Льва Толстого
А это уже серьезное произведение с глубоким психологическим анализом взаимоотношения мужчины и женщины, где так же поднимается вопрос о роли музыки в жизни человека, неслучайно же Толстой назвал повесть в честь скрипичной сонаты Бетховена. Кстати, Леош Яначек, чешский композитор, после прочтения написал струнный квартет с таким же названием, внимательный слушатель сможет услышать в нем отголоски бетховенских мотивов, хотя в большей степени в музыке выражены впечатления от повести.
6. "Рэгтайм" Эдгара Л.Доктороу
Роман, который называют одним из великих в американской литературе, повествует о начале 20 века, "эпохе рэгтайма" в Америке, когда этот жанр, предшествовавший джазу, был очень популярен, вместе с тем освещены и не самые лучшие стороны США, общество и его порочные нравы.
7. "Доктор Фаустус" Томаса Манна
Весьма мрачное произведение, читать его стоит только в депрессии, когда уже ничто не может испортить настроение. Из интересных фактов можно отметить то, что главный герой имел несколько прототипов среди реальных композиторов, например, Гуго Вольфа (который сошел с ума) и Арнольда Шенберга, создателя додекафонной техники. Привлекает и обращение автора к одному из знаковых персонажей европейской литературы - Фаусту.
8. "Моцарт и Сальери" Пушкина
Хочется завершить обзор чем-то знакомым и определенно гениальным. Пусть это будет одна из "Маленьких трагедий" нашего классика. Пьеса небольшая по объему, но сколь обширна по содержанию. Надо заметить, после того как, Пушкин сочинил её, все вдруг и поверили в причастность Сальери к гибели Моцарта (сейчас это уже опровергнуто учеными) - вот она, сила искусства и художественного слова!
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Текст Пушкина столь лаконичен, что почти без правок и сокращений стал либретто для одноименной оперы Римского-Корсакова.
Если вдруг у вас есть ещё пару подобных книжек на примете, пишите в комментарии.)
Канал создан для популяризации классической музыки! Мне очень важна ваша поддержка) ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙК! А также спрашивайте в комментариях, будем вместе разбираться в этом чудесном мире музыки.