Я работаю в рекламе больше 10 лет, а в маркетинге где-то 5. За это время сменила несколько компаний из-за объективных причин, не связанных со мной лично. Но каждый раз при поиске этой самой новой работы нахожусь в НЕлёгком шоке от того, что предлагают работодатели.
Иметь отдел маркетинга - это круто, это модно, у каждой уважающей себя конторы такой отдел должен быть. НО! В подавляющем большинстве случаев ни руководители, ни HR-ры вообще не в курсе, чем собственно, занимаются маркетологи. И что еще более печально, ни загуглить, ни спросить у Яндекса, который "знает всё", эти люди просто не в состоянии. Из-за чего на рынке куча разноплановых специалистов и куча предложений по работе, а найти они друг друга не могут: вакансии не закрываются, а резюме постоянно обновляются.
Я очень надеюсь, что руководители и работники по подбору персонала каким-нибудь образом обнаружат мою статью и хоть немного образуются (от слова - образование/обучение).
Что такое маркетолог - на картинке выше. Что под маркетологом ищут работодатели: аналитика, человека, который будет запускать и вести всю рекламу, контролировать поддержку сайта/вносил изменения на сайт, заниматься SEO и соц.сетями, желательно, чтобы при этом он еще ставил задачи разработчикам CRM-систем, был дизайнером и тексты писал, а еще бюджетирование и медиапланирвоание не забываем. И за такой набор функционала предлагаю зп от 30 000 рублей до скрытых значений. Я вас удивлю, но на всё это нужно по отдельному человеку и вот почему.
Сбор, анализ данных и выдача выводов и рекомендаций.
В зависимости от того, что это за бизнес и чем он занимается объем бывает разный. Но, как правило, есть стандартные отчеты: посетители сайта и их действия на сайте, эффективность рекламы, воронка продаж. Данные собираются по разным периодам: один день, неделя, месяц и год. Еще нужно смотреть динамику, то есть нужно собирать, в том числе, данные за предыдущие года за аналогичный период.
Сбор данных - от 1 до 3 часов, анализ - от 1 до 3 часов, сделать выводы, их оформить, передать и согласовать - 2-3 часа (в некоторых компаниях это может дни занимать). Итого, в день нужно только на это тратить от 4 до 9 часов рабочего времени. Прибавляем сюда форс-мажоры и текущие задачи, а также переделку отчетов, по требования каких-нибудь согласующих и получаем на выходе - полноценный рабочий день.
Собственно, маркетологи именно этим и должны заниматься и на основе выводов строить долгосрочные и краткосрочные планы по развитию бизнеса, а также стратегии. А так как на этом зиждется весь бизнес, то ошибка или неквалифицированный подход могут стоить очень дорого. Поэтому эта работа тоже не может стоить дешево. Зп такого специалиста будет стоить от 80 000 рублей до 150 000 рублей, в зависимости от масштаба компании и количества данных.
Запуск и ведение рекламы.
Это вообще отдельная история, которой, по хорошему, нужно посвещать даже не статью, а целую серию, т.к. на каждый вид рекламы должен быть свой отдельный человек. Тут попробую кратко, а если будет людям интересно, то каждый пункт отдельно потом распишу.
Начнем с самого популярного на данный момент: контекстная реклама.
Первое, что нужно запомнить - нельзя запустить рекламу в контексте и про нее забыть. Работа эта ежедневная: мониторинг, анализ, настройка и перенастройка, корректировка семантики, текстов и заголовков под требования бизнеса, изменения на сайте и эффективности отработки отдельной фразой и/или площадки. Просто, чтобы вы понимали, только у Яндекса несколько десятков, а то и сотен площадок. Настроек и таргетов очень много и обе две системы (Яндекс и Гугл) так сильно различаются, что невозможно все закопировать. Для более или менее приличной работы с Гуглом, у него нужно получить не менее 5ти сертификатов. Для качественного анализа и настройки рекламных кампаний нужно брать данные не только из рекламных систем, но и данные с сайта, коллтрекинга и отдела продаж. Не говоря уже о сезонности спроса. Таких людей, которые только запускают и ведут рекламную кампанию в контексте и не делают больше ничего, называют Директологами. И хороший директолог, который знает, что он делает и не будет сливать ваши деньги стоит от 100 000 рублей. Новички или те, кто не обладает особым опытом стоят дешевле от 60 000 рублей, но они нуждаются в постоянном контроле и их работа может быть чревата потерей значительного бюджета из-за их неквалифицированности. Пример из жизни: директолог из крупного агентства забыл при запуске рекламной кампании поставить ограничение на регион, из-за чего за пару дней было потеряно на рекламу на те регионы, где мы не представлены, целых 125 000 рублей. Всего два дня, а это целый месячный бюджет небольшой конторы.
Медийная реклама в интернете. Лично я называю медийной рекламой всё, что не является контекстом. Ибо видов и подвидов этой самой рекламы сейчас развелось невероятное множество: прямая реклама, баннерная реклама, нативная, брендирование, спец.проекты, таргетированая, реклама в соц.сетях, RTB... Факт - это тоже должен быть отдельный человек. Как минимум, он должен знать все эти типы, чем они отличаются и всех их особенности (а их тоже столько, что чёрт ногу сломит). Что он делает: находит площадки, а анализирует площадку со всех сторон, согласует условия, заключает договор, готовит рекламные материалы нужного формата, согласует их, следит за своевременных запуском рк, мониторит эффективность. Если у вас более 2 или 3 площдаок со своими условиями - на это нужно всё время. Не говоря уже о том, что все хотят вас на*****, т.к. не сделаешь это - в России не проживешь. Вот и приходиться крутиться, как юла. Средняя ставка за такую работу 80 000 рублей - поверьте мне - этот человек стоит этих денег. Вилка же составляет от 60 000 до 100 000 рублей.
Реклама на ТВ и радио. Можно объединить, но! Этот человек должен знать каждый канал, сетку вещания, особенности транслирования, не только целевую аудитория канала, но и целевую аудиторию чуть ли не каждой передачи на данном канале, т.к. она может очень сильно отличаться. То, как происходит ценообразование, а также, чем можно заменить тот или иной канал, в зависимости от бюджета. Вы думаете это так легко? Попробуйте зайти на Яндекс.Телепрограмму и посмотреть список хотя бы половины каналов и запомнить их название. Стоимость такого человека 80 000 -100 000 рублей.
Также отдельные люди нужны на размещение рекламы на и в транспорте, а также для размещения наружной рекламы. Каждый из них в среднем может претендовать на зп от 60 000 рублей. На этом отдельно я останавливаться не буду.
Что-то много знаков получается. Об остальных я расскажу в другой статье, а то эту никто точно читать не будет.
Давайте подведем итоги. Во многих компаниях, которые я называю еще более или менее адекватными, маркетолог должен анализировать данные и запускать рекламу. Это то, что я описала в этой статье. У нас получилось, что если сложить все вместе, то заработная плата такого человека должна быть от 400 000 рублей. Ну и где по правилам сложения те 30 000 тысяч, которые вы предлагаете?
Даже если посчитать, что его основная деятельность - это анализ, а остальное по совместительству за полставки, то получим сумму от 240 000 рублей, при этом он должен работать от 20 часов в сутки, а мозг его должен не просто вмещать, но постоянно использовать и обрабатывать несколько терабайтов информации. Нормально ли это? НЕТ! Но, как правило, маркетолог должен еще кучу всего делать дополнительно. Вот об этом дополнительно - в следующей статье.