Я думаю, что в конечном итоге на рынке онлайн-образования победит компания, сотрудники которой научатся читать мысли и узнают, зачем люди приобретают онлайн-курсы. И будут с попаданием в 100% удовлетворять запрос. Но пока до этого далеко.
Трудоустройство нужно не всем?
Пока мы очень мало знаем про реальные цели студентов, которые приходят учиться на онлайн-курсы. Пока наши предположения об этих целях часто оказываются далеки от действительности. Приведу пример.
Мы долго жили с позиционированием «Нетология — кузница кадров» и предполагали, что студенты приходят к нам, чтобы получить новую профессию и построить карьеру.
Чтобы быть еще полезнее для пользователей, мы открыли центр трудоустройства, сотрудники которого отбирали успешных студентов со всех групп и находили для них классные вакансии из отрасли.
Казалось бы, что могло пойти не так? Гипотеза казалась нам бесспорной. Осталось свести студентов и работодателей на собеседованиях и получить десятки трудоустройств. И вдруг… во время собеседований студенты стали отваливаться один за одним. Причем по нелепым причинам: кто-то не был готов работать летом, кого-то останавливали новогодние праздники. Жаловались чуть ли не на смерть любимого хомячка…
И это зародило во мне сомнения: правильно ли мы определяем цели студентов? Возможно ли, что далеко не все стремятся к трудоустройству и карьерным свершениям?
Классификация игроков Ричарда Бартла
В любой группе студентов, по моим наблюдениям, можно найти людей, которые очень по-разному взаимодействуют с учебным контентом и друг с другом:
- для одних важнее всего рейтинги, и им хочется быть всегда первыми
- для других — учеба и саморазвитие
- для третьих — общение с другими студентами
- четвертые находят особое удовольствие в том, чтобы задавать множество вопросов и докапываться до каждого слайда, каждой интонации эксперта.
И эти группы удивительным образом совпадают с классификацией психотипов игроков, предложенной профессором Ричардом Бартлом. Он разделил пользователей компьютерных игр на 4 психотипа:
- карьеристы — игроки, которые собирают достижения
- киллеры — гонятся за рейтингами и обожают соревновательный элемент
- социофилы — любят общаться больше, чем играть
- исследователи — изучают мир, в котором находятся.
При этом социофилы — то есть люди, которые играют (или приходят на онлайн-курсы) ради общения, в конечном итоге становятся основными «адвокатами бренда» и наиболее лояльной аудиторией.
Эта классификация показывает, что люди могут оплачивать дорогостоящее обучение не ради получения востребованных навыков, а ради общения. Или же ради возможности поднять собственную самооценку.
Три примера к размышлению
Приведу три примера того, что истинные цели слушателей онлайн-курсов могут лежать за рамками наших представлений.
Моя супруга начинала учиться на нескольких курсах «Нетологии-групп», мотивируя свое желание тем, что она хочет освоить диджитал-специальность и работать удаленно. Но ни один из начатых курсов она не закончила. Наконец выяснилось, что настоящая цель была другой: ей хотелось иметь возможность общаться с моими друзьями и коллегами на одном языке и поддерживать беседу.
Супруга моего друга также поступила на онлайн-курс, чтобы получить смежную с мужем профессию и вместе делать проекты. Через какое-то время ее энтузиазм угас. И оказалось, что на самом деле ей было скучно в декретном отпуске и хотелось с помощью обучения повысить свою самооценку.
Третий пример. Аудитория большинства музыкальных школ очевидно делится на 2 группы. Первая — молодежь. А вторая — люди 35+ лет, переживающие кризис среднего возраста, для которых не так важны навыки игры на гитаре или барабанах, как возможность почувствовать себя снова молодым.
Не карьерой единой
На мой взгляд, в онлайн-обучение, кроме людей, мечтающих получить новую профессию, приходит также немало людей, которые хотят расширить свой кругозор. Но при этом на рынке много курсов, ориентированных на «карьеристов», и куда меньше, заточенных под запрос людей, приходящих за новыми знаниями и знакомствами. И когда человек, желающий расширить кругозор, попадает на онлайн-курс про профессию, он почти наверняка не доходит до конца обучения.
Почему так происходит?
Потому что, чтобы человеку было комфортно учиться, нужны 2 фактора:
- он должен находиться в тоннеле вовлеченности. Так называют путь прогресса, когда у студента объем знаний соответствует решаемой задаче. Что это значит? Задачи предлагаются студенту достаточно сложные, чтобы увлечь, но при этом выполнимые — у студента достаточно знаний и навыков, чтобы выполнить задание. Если задачи будут слишком легкими, студент быстро потеряет мотивацию проходить уроки, поскольку здесь объясняют то, что ему и так известно. Если слишком сложными — столкнется с бессилием и тоже вряд ли закончит обучение.
- вы должны обеспечить студенту дофаминовую петлю, то есть мотивацию делать каждый шаг в образовательной траектории. Студенту в обучении нужно не столько достижение цели, сколько ощущение собственной значимости и роста.
Большинство онлайн-курсов, на которых студенты получают новые профессии, работают по другим принципам. Там от учащихся ждут преодоления трудностей и мало заботятся о том, что создать интерес к обучению и вызвать эмоциональный отклик. И, возможно, именно поэтому теряют слушателей, которые не доходят до конца обучения.
Я вижу немало пересечений между обучением и игрой, а это значит, что для многих студентов процесс важнее результата. И если мы будем включать в курсы больше игровых и мотивационных элементов, если задания будут вызывать у учащихся эмоциональный отклик, возможно, онлайн-обучение станет более качественным и востребованным.
Хотите получить удаленную профессию и зарабатывать в сфере онлайн-образования? Примерьте на себя топовую профессию с бесплатными тест-драйвами от EdMarket.
Методист онлайн-курсов
Продюсер онлайн-курсов
Технический администратор онлайн-школы
Куратор онлайн-обучения