Происхождение.
В 1420 году от Р.Х., в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады, вылупился маленький мальчик, которому дали имя Томас (Tomás de Torquemada), будущая радость всех евреев и мусульман Испании. Что характерно, родным дядей мальчика являлся Хуан де Торквемада (1388 – 1468), кардинал и теолог, был он крещённым евреем; т.е. Великий инквизитор Испании Томас де Торквемада, уничтоживший впоследствии тысячи крещённых евреев, был наполовину евреем.
Взросление.
Достоверных фактов про этот период жизни Торквемады известно немного. Вполне возможно, став фигурой в церкви, Томас почистил все документальные свидетельства своих похождений, слухи же про романтического и любвеобильного священника к делу не подошьешь. В любом случае, в орден доминиканцев он вступил и стал монахом, когда ему исполнился 31 год.
Воспитание королевы.
Начав же служение в ордене (а это 1451 год), Торквемада сразу выделяется – его ораторские выступления приносят ему известность. Недолго пробыв аскетом, он становится приором монастыря Святого Креста (Convento de Santa Cruz la Real) в Сеговии, где как раз в то время подрастала инфанта кастильского трона Изабелла. Она воспитывалась под надзором своей матери Изабеллы Португальской, мрачной и помешанной на религии женщины. Изабелла Португальская вместе со своей дочерью часто бывали в монастыре, настоятелем которого был Томас де Торквемада. А Изабелле младшей как раз подыскивали духовного наставника. Томас Торквемада был на хорошем счету в Католической церкви Испании, считался хорошим богословом. Неудивительно, что именно он стал духовным наставником инфанты. Стоит отметить, что Изабелла младшая воспитывавшаяся под влиянием матери фанатички, отчасти переняла у неё эту фанатичность. А Торквемада ухватился за это и пробыл в роли наставника и духовника до конца своей жизни. Безусловно, что влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи фанатичной католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя. Уже когда он был наставником Изабеллы, Торквемада отказывался от любых постов и назначений, кроме должности верховного инквизитора. Он хотел сохранить за собой влияние на Изабеллу. Он принимает живейшее участие в организации её брака с Фердинандом II Арагонским. В 1469 году лично сопровождает её в Вальядолид на тайное венчание, улаживает все шероховатости и препятствия к этому. Поэтому, когда Кастилия и Арагон объединяются через унию в единую Испанию, третьим лицом в стране, после двух монархов, становится скромный духовник королевы.
Пёс господень.
В объединённой Испании Торквемада получил должность верховного инквизитора, не самое впечатляющее назначение в тот момент. Инквизиция в Испании существовала с 1232 года, когда она была учреждена папой Григорием IX. Но влияние её было не велико. Как только Торквемада получил власть и высокое положение, он начал твердить Изабелле о плохом положении церкви, о том, какую низкую роль играет католическая церковь в жизни государства. Укреплять же положение церкви кроме как через инквизицию Торквемада и не думал. В самом деле, до него инквизиция хоть и существовала, но как-то очень уж слабенько, во второй половине на территории Кастилии вовсе не было ни одного инквизитора. И вот он становится великим инквизитором, выдвинутую Изабеллой и Фердинандом кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV.
Реконкиста, начавшаяся в Испании в VIII веке – совершенно особенный процесс, потому что он всегда был под флагом христианства. Отвоевание Пиренейского полуострова у мавров - мусульман, шедшее до 1492 года (год взятия Гранады – последнего оплота мавров на Пиренейском полуострове), было не просто войной за земли, а отчасти и борьбой с иноверцами. Инквизиция способствовала усилению абсолютистской власти "католических королей", как нарёк Изабеллу и Фердинанда папа Сикст IV. Также инквизиция под началом Томаса де Торквемады стала давать деньги, причём огромные, требовавшиеся новому объединённому государству для завершения реконкисты и для последующих великих географических открытий.
Впрочем поток денег, как и массовые сожжения еретиков пошли не сразу. Торквемада постепенно начинает говорить Изабелле и Фердинанду о том, что надо бы получше бороться за веру, прочнее её укреплять, преследовать еретиков. И самое интересное, с самого начала он говорит и о конфискации их имущества – то есть можно предположить какой-то корыстный умысел, либо политический расчёт в действиях великого инквизитора.
Прежде всего, Торквемада вводит множество правил и инструкций: кого именно считать еретиком, как допрашивать, продолжительность пыток, всё прописано досконально и с любовью. Инквизиция карала за помыслы. Помыслы эти вытягивали из людей на пытках – мало кто мог устоять перед пытками инквизиции. Изначально инквизиция преследовала ересь внутри христианской веры и её полномочия не распространялись на иудеев и мусульман, но у них было много денег, поэтому они тоже стали врагами.
Начали с иудеев, их заставляли принимать христианство, кто не хотел этого делать добровольно – принуждали силой, прямо перед костром давали выбор: либо принимай христианство, либо мы тебя сейчас сожжём на костре. Естественно, при таком богатстве выбора, многие со слезами радости принимали христианство. Самые же умные из евреев просто тысячами покидали территорию Испании, опасаясь за свою жизнь. Но просто так они уехать не могли. Все деньги конфисковывались, с собой они могли брать только жалкий домашний скарб. Тоже самое произошло и с мусульманским населением.
Обращённые мусульмане получили прозвище мориски, а обращённые евреи – мараны (на староиспанском означает «свиньи»). Если бы они знали, что для них приготовил Торквемада, то они бы ещё раньше уехали из Испании. Ведь целью Торквемады была не повальная христианизация населения, а отъём нажитых богатств. Начали преследовать морисков и маранов. Основным обвинением было, что они только с виду христиане, а на самом деле продолжают придерживаться своей веры. Арестованные под пытками подтверждали это обвинение. Действия инквизиции в Испании достигло огромного размаха, люди, спасаясь от неё, бежали в Португалию, на север Африки. Римский папа Сикст IV указывал Испании недопустимость таких действий, но Испания в те времена была самой могущественной европейской державой и на вежливый окрик из Ватикана не обратила внимания. Колесо процессов и конфискаций закрутилось в полную силу.
ЯННП, он фанатик или политик?
Многие считают Томаса Торквемаду настоящим фанатиков веры, совершившим все свои многочисленные преступления во имя бога. Но прослеживая его жизнь в этом можно усомниться. Во-первых, то, как он держался Изабеллы, был не самым последним участником её воцарения в Кастилии, всячески лоббировал династический брак с Фердинандом. Во-вторых, обязательная конфискация имущества у арестованных инквизицией. В любом случае – это уже расчёт, а не голый религиозный фанатизм.
Томас Торквемада прожил достаточно долго – 78 лет. И почти всю жизнь был одинок. И хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников! Невообразимо, но без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна и он знал это. И так до самой смерти…
То, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании – настоящая трагедия, последствия которой до сих пор ещё чувствуются. Торквемада наверно самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой ужасной организации. И у него по сей день есть поклонники…
Всем тем, кто захочет сказать: Всё было совсем не так, я щас скажу как всё было! я отвечу, что для этого и существуют комментарии, делитесь своим видением произошедшего; история - это девушка, которая улыбается всем, через тьму веков уже не видно как всё было на самом деле, и каждый из нас лишь свою точку зрения может представить.
Подписывайтесь, ставьте лайки, бейте в колокола, чувствуйте себя как дома.
Если вам нравятся мои истории, поддержите меня по ссылке https://money.yandex.ru/to/410011099596725