Я постараюсь показать вам разницу между двумя языками с точки зрения этого вопроса.
Когда украинец или белорус переезжает в большой город, он со временем теряет родной язык. Практически все крупнейшие города этих стран с самого начала говорили на русском, включая и столицы – Минск и Киев.
В 1991 году, когда СССР распался, было около 1/3 белорусов и около 2/3 украинцев, использовавших в быту родное наречие. Но в Украине до сих пор есть несколько крупных городов, где люди почти исключительно говорят на мове, например, Львов, Черновцы, Тернополь.
А в Беларуси такие города отсутствуют.
Поэтому, если человек из небольшого города или села переезжает в большой город Незалежной, у него есть шанс продолжить говорить по-украински. В Беларуси этого шанса нет.
В Украине единственным официальным языком является украинский. Это основной язык образования, телевидения и администрации. Украинизация – это официальная политика.
Белорусский и русский являются официальными языками Беларуси с 1995 года. Там изучают белорусский в школах, но это не основной язык образования. Нет никакой насильственной белорусизации.
Почувствуйте разницу!
В Украине мова является важным символом национальной независимости, и большинство молодых людей, даже русскоязычных, считают, что он должен быть спасен от смерти.
В Беларуси такого нет, что среди граждан, что среди власти.
В советских школах белорусский преподавался на тех же условиях, что и русский, поэтому все должны были его выучить.
Лукашенко идет тем же путем, и белорусские дети должны учить родной язык, хотя никто не заставляет их говорить на нем в повседневной жизни. Если вы приедете в Минск, то увидите много плакатов, которые могут смутить русскоговорящего, но они показывают, что людям нравится белорусский. Станции метро объявляются только на двух языках: белорусском и английском.
Белорусский язык даже не близок к тому, чтобы стать вымирающим. Но все же, для многих людей он стал лишь вторым, не родным. Тем не менее, он активно поддерживается государством, и все граждане это знают. Их не заставляют говорить на нем, и это здорово, потому что я действительно ненавижу, когда кто-то заставляет людей что-то делать, как это делают украинцы.
Когда СССР развалился, Беларусь и Украина пошли разными путями.
Несмотря на то, что русский был предпочтительным для большинства населения Украины, именно мова была выбрана в качестве единственного официального языка в стране. Медленно, но верно русский вытеснялся из школ, университетов, администрации. Особенно интенсивно этот процесс шел в последние годы, когда за то, что ты говоришь на «языке агрессора», тебя мог избить какой-нибудь сверхпатриотичный ублюдок. Конечно, не часто, но зачем рисковать?
Но это уже другая история. Главное, что Украина решила построить государство единой нации.
В Беларуси же рассудили так. Если 90 % населения предпочитают говорить по-русски, то зачем заставлять их поступать по-другому? Русский стал вторым официальным языком, а белорусский продолжал быть чем-то для энтузиастов и людей, у которых не было другого способа проявить национальную гордость, кроме как похвастаться разговором на белорусском языке.