Скажи мне птица, что такое горе.
Что есть добро, которое мы ищем.
И сколько сил мы потеряли в споре
Давать иль не давать монету нищим.
Екатерина Файн
Доброго дня, друзья.
Всем, читавшим Евангелие знакомы слова Христа о том, что любовь к Богу и ближнему - выше всех добродетелей. Они суть вершина. И, потому, рядом с каждым православным храмом нас караулят люди из нищей братии, желающие нам спасения, и готовые (так уж и быть) оказать нам возможность им помочь материально. Души наши спасают за тленные рубли.
Иногда, эти добрые люди весьма настойчивы, и храмовая стража в лице дворника и старика-сторожа прогоняет их. Сразу скажу: более бессмысленного занятия еще надо поискать. Они всегда возвращаются. (Прямо название триллера какого-то! )
Не знаю как Вас, а меня всегда заботил шекспировский вопрос: "дать или не дать"?
Слышал от православных верующих самые разные теории на этот счет. Лично я ни к какому окончательному решению не пришёл, и хочу с вами вместе порассуждать на эту тему.
Не давать
Сторонники этой теории исходят из следующих побуждений.
- Ваши деньги пустят на алкоголь . И зачем соучаствовать в этом?
- Нищие- организованная мафия . Они отлично "зарабатывают" на простаках.
- Это лентяи, тунеядцы, подавая которым , Вы потакаете их образу жизни. Пусть идет работать.
- Мне жалко денег / самим нечего есть!
- Кто поможет моим близким если я буду расточать тунеядцам?
Другая позиция
Люди, занимающие другую сторону, исходят из других установок
- Помощь нищим - установление еще со времен Ветхого Завета
- Отказать просящему "Христа ради" - это некий урон славе Бога
- Отказать- жестокосердие, религиозному человеку грех отказывать в помощи.
- Времена тяжелые - финансовый кризис. А не поможем мы, так и нам в нужде не помогут.
- Человек раз просит - значит ему нужно. Как не помочь
- Христос заповедовал помогать
Есть еще, конечно, разные варианты , но это все "вариации на тему".
Давайте вспомним, что по этому поводу говорит Священное Писание, и в своих оценках опираться на него.
Ветхий Завет
Второзаконие
7 Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,
8 но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чём он нуждается;
Глава 15 стихи 7и 8
Книга премудрости Иисуса сына Сирахова
Не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню.
Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его; ибо есть Смиряющий и Возвышающий.
Глава 7 стихи 10-11
3.не смущай сердца уже огорчённого и не откладывай подавать нуждающемуся;
4 не отказывай угнетённому, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего;
Глава 4 стихи 3 и 4
Дидахе
Обратимся к апостольским наставлениям первого века- нравоучительной книге Дидахе. В ней на говориться много на этот счет
Книга «Дидахи» - один из древнейших памятников христианской литературы. Написанная вероятно в Сирии в 60-80 годах Рождества Христова со слов самих свидетелей Иисуса - святых апостолов, позднее она была утеряна и вновь обретена лишь в 1873 году в одной из Константинопольских библиотек. Книга «Дидахи» — это краткие наставления апостолов и их ближайших преемников, которые сохранялись устно в разных христианских общинах, заботливо собранные, систематизированные и записанные с целью сохранить их для будущих поколений.
В этой книге апостолы говорят о необходимости милостыни.
- Если ты имеешь (что подать) от (труда) рук твоих, то дай выкуп за грехи твои
- Не колеблись подать и, подавая, не ропщи, ибо ты должен знать, кто добрый Мздовоздаятель.
- Не отвращайся от нуждающегося, но все дели с братом твоим и не говори, что это (все) твоя собственность, ибо если вы соучастники в нетленном, то насколько более в тленном?
Апостолы настаивают избегать просить помощи
- Не протягивай руки для принятия (подаяний) и не сжимай для подаяния.
- Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то он неповинен; а неимеющий нужды даст отчет, зачем и на что он взял и, подвергшись заключению, будет спрошен о том, что он сделал и не выйдет оттуда до тех пор, пока не заплатит последнего кодранта.
- Впрочем об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь
Тут мы видим, что и призывают давать с рассуждением, исследуя кому и на что вы даёте.
О помощи трудящимся ради Бога апостолы говорят как о необходимости:
Что же касается апостолов и пророков, согласно правилу Евангелия, поступайте так: всякий приходящий к вам апостол да будет принят как сам Господь.
Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может оставаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк
Так апостолы предостерегают от тех, кто хочет "зарабатывать" на Боге, притворяясь пророком.
Уходя , апостол не должен брать ничего, кроме хлеба, (необходимого) до тех пор, пока где-нибудь не остановится . Если же потребует денег, то он лжепророк.
Подобно апостолы учат обращаться со странниками. Каждый должен трудиться.
Если пришедший – странник, помогите ему насколько можете; но он не должен оставаться у вас долее двух или, в случае нужды, трех дней. Если же он будучи ремесленником, захочет поселиться у вас, то пусть работает и ест. А если он не знает ремесла, то поразмыслите и позаботьтесь (устроить его так), чтоб христианин не жил у вас без дела.
Если же он не захочет с этим сообразоваться (т. е. так поступать) то он христопродавец.
Держитесь подальше от таковых!
Новый Завет
Самый главный авторитет для нас - это Сам Христос. Что же говорил Он?
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Матфея 5:42
Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Луки 6:35
И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Матфея 10:42
Заметьте, Христос не говорит о том, что мы должны исследовать - не пропьют ли нашу помощь!
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Матфея 25:34-40
Как главный критерий нашего спасения Христос называет помощь людям. Алчущим, жаждущим, больным, заключенным. Идет ли тут речь о нищих у храма? Даже не знаю. Наверное, в числе прочих. Ведь помогать православный должен всем.
И коллегам, и друзьям, и членам семьи, иноверцам, и своим врагам , да и просто нуждающемуся в нашей помощи прохожему.
Я не знаю правильных ответов.
Но я хочу их найти. С удовольствием выслушаю Вас.
Жду от вас комментариев с вашими мыслями.
Спасибо за внимание!