Выпускник НИЯУ МИФИ Борис Балакин, в настоящее время профессор Университета прикладных наук Западной Норвегии (Western Norway University of Applied Sciences), рассказал о своём карьерном пути.
— Я профессор норвежского университета. По образованию — инженер-физик. Поступил в МИФИ в 2000 году, закончил физико-технический факультет (Ф), сейчас это Институт ядерной физики и технологий (ИЯФиТ). Учился на кафедре теплофизики. Потом год работал по специальности, но впоследствии понял, что инженерные вопросы не совсем моё, меня больше всего интересует наука, именно поэтому пошёл в аспирантуру.
— Сложно ли было пройти отбор в аспирантуру норвежского университета?
— Я отправил заявку на общих основаниях. Отбор было пройти несложно, все анкеты были обезличены. При успешном прохождении первого этапа сотрудники университета связываются с тремя лучшими претендентами на вакансию по Skype и проводят собеседование. В 2007 году эта технология ещё только развивалась, со мной собеседование проводилось по телефону. Спустя неделю пришло официальное приглашение в аспирантуру.
— Как Вы пришли к решению об обучении за рубежом?
— В серьёзной науке нет понятия «за рубежом». Для работы по интересующей тематике учёный ищет группу, наиболее близкую его профилю. Моя дипломная работа в МИФИ была посвящена численному моделированию многофазных потоков. Ближайшей группой с открытой на тот момент вакансией была многофазная группа Бергенского университета под руководством профессора Хоффманна — учёного мирового уровня, который меня многому научил.
— Что дало Вам обучение в МИФИ?
— Обучение в МИФИ даёт многое. В первую очередь это умение запоминать и обрабатывать большие объёмы информации в короткие сроки, решать нестандартные задачи и смотреть на многие проблемы критически. На первых курсах МИФИ даёт отличную академическую базу на лучшем мировом уровне. Программа обучения очень насыщенная, поэтому студент с самого начала учится планировать своё время, приобретает стрессоустойчивость. Очень важны социальные аспекты обучения — большинство студентов с моего потока продолжают поддерживать отношения, у многих в МИФИ появились лучшие друзья.
— Чем отличается работа учёного в России и Норвегии?
— В Норвегии административными делами занимаются непосредственно администраторы, а деканат руководит только процессом образования и решает вопросы, связанные с наукой, в то время как в России эти функции смешаны и сконцентрированы в руках деканата.
В Норвегии сама программа менее насыщенная, рассчитана на «вливание» студентов в учебный процесс. При этом там более узкие временные рамки аспирантуры: даётся только 3 года без обязательной педагогической нагрузки, 4 года — с ней.
— Какие есть тенденции в Европе, в частности в странах Скандинавии, в отношении профессий будущего?
— Традиционно максимальный конкурс в Скандинавии на медицинских и юридических факультетах, далее идут инженерные, естественные и экономические науки. Профессии будущего — то, что находится на стыке наук. В последние годы в Норвегии возросла роль специалистов по возобновляемой энергетике, робототехнике, прикладной биофизике, big data и программной обработке изображений (например, распознавание лиц).
— Какие пожелания и напутствия вы можете дать абитуриентам и студентам?
— Для начала — выжить первые два курса!
Если студент решил дальше заниматься наукой, то я бы посоветовал начинать с младших курсов и стараться опубликовать как можно больше научных работ к моменту выпуска, желательно на английском.
Если учитесь на технической специальности, и она не нравится, не бойтесь сменить профиль. Стоит найти то, что нравится! Ведь хорошо получается только когда любишь то, что делаешь.