Найти в Дзене
ActivityEdu

Рейтинг московских школ нуждается в модернизации

Оглавление

Редакция ActivityEdu неоднократно обращалась к теме критериев оценки эффективности деятельности образовательных организаций и подробно разбирала принципы формирования «Рейтинга вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников». Изменения, ежегодно вносимые в методику расчета, отражают взгляды мэра Москвы и руководителей Департамента образования и науки на развитие школьного образования. Предлагаю разобраться, как менялась методика и есть ли у рейтинга недостатки.

За время своего существования рейтинг школ Москвы претерпел существенные изменения. В первом – по итогам 2010/2011 учебного года – учитывались всего два показателя: результаты участия в Московской и Всероссийской олимпиадах школьников и ЕГЭ/ГИА. По мере уточнения приоритетов системы столичного школьного образования аналитическая команда Центра педагогического мастерства во главе с директором Иваном Ященко добавляла показатели и корректировала формулу расчета итогового рейтингового балла. Не изменялось лишь главное правило: фиксируются результаты, а не условия обучения.

Взяв за основу рейтинг 2017 года, проследим изменения, внесенные в методику, и алгоритм расчета итоговых показателей в 2018 и 2019 годах.

Дошкольники влияют на рейтинг

Один из спорных пунктов – начисление баллов за каждого воспитанника, переведенного из дошкольной группы в первый класс той же образовательной организации. Идеологи и разработчики рейтинга объясняют это следующим образом: если родители переводят ребенка из дошкольного отделения в первый класс той же школы, то они тем самым дают высокую оценку и оказывают доверие работе не просто дошкольного отделения, но и всей образовательной организации.

По моим наблюдениям, чаще всего такой переход обусловлен не доверием и высокой оценкой школы, а отсутствием альтернативы. Родители зачастую лишены возможности выбирать: они хотят, чтобы дети ходили в школу в непосредственной близости от дома, а рядом после череды объединений есть только одна образовательная организация, в состав которой входят несколько школ и дошкольных отделений, ранее бывших самостоятельными. И при чем тут доверие и высокая оценка?

Между тем начиная с 2019 года за каждого ребенка, оставшегося в образовательной организации после дошкольной группы, начисляется 0,4 балла (до этого начисляли 0,1 балла).

Давайте посчитаем. Если из нескольких дошкольных отделений в какой-то год в первый класс той же образовательной организации перейдут 50 детей, то школа получит 20 рейтинговых баллов, что эквивалентно подготовке четырех призеров Всероссийской олимпиады. Правда, заслуга школы в данном случае лишь в том, что других образовательных организаций, куда мог бы перейти дошкольник, поблизости нет.

Увеличение начисляемых баллов с 0,1 до 0,4 свидетельствует о том, что Департамент образования и науки Москвы хочет повысить значимость дошкольных отделений. Школы, их не имеющие, остаются в заметном проигрыше.

Изменения, связанные с ЕГЭ и олимпиадами

В 2017 году за каждого ученика, который по любым трем предметам на ЕГЭ набрал не менее 220 баллов, школа получала 1 балл. Начиная с 2018 года за каждого выпускника, набравшего на ЕГЭ по трем предметам не менее 250 баллов, стали начислять 1,5 балла.

Кроме того, в рейтинге стали учитывать переходы школьников после 9-го класса в другие образовательные организации. Начиная с 2018 года рейтинговые баллы обучающегося за сдачу ЕГЭ делятся между старой и новой школами в определенной пропорции, которая зависит от того, какие результаты были показаны на ОГЭ и ЕГЭ.

Изменились баллы, начисляемые за успешное выступление учащихся школы на Всероссийской и Московской олимпиадах школьников. Начиная с 2018 года школа получает 1,5 балла за каждого призера Московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады (до этого начисляли 1 балл).

Можно сказать, что в расчет рейтинговых баллов, связанных с результатами на ЕГЭ и олимпиадах, Департамент образования и науки Москвы внес лишь косметические изменения.

Правонарушения и рейтинг

За каждого ученика 7–11-х классов, состоящего на профилактическом учете в органах внутренних дел и не совершившего правонарушений в течение учебного года, школа в 2017 году получала 0,5 балла, в 2018 году – 0,75 балла, а в 2019 году получит 1 балл. На первый взгляд, увеличение баллов должно стимулировать профилактику правонарушений, но на деле на школу пытаются возложить функции органов внутренних дел. В результате образовательная организация, не имея механизмов полноценной профилактики правонарушений, иногда идет на сокрытие фактов. Недавно редакция ActivityEdu сообщала о том, что директора школ в Пензенской области скрыли от полиции факт избиения девочки.

На мой взгляд, школа не должна ни терять баллы за правонарушения учащихся, ни получать их за то, что правонарушения не были обнаружены.

Удовлетворенность семей

Начиная с 2019 года школы будут получать рейтинговые баллы за удовлетворенность семей образовательными организациями. Оцениваться удовлетворенность будет следующим образом: за каждого обучающегося, перешедшего из 4-го в 5-й класс той же образовательной организации, начислят 0,3 балла, а за каждого ученика, который закончил 7-й класс в той же школе, что и 5-й класс, начислят 0,4 балла.

К сожалению, об удовлетворенности семей перестают думать, когда речь идет о массовом переходе учеников в старшие классы других школ. Разработчики рейтинга объясняют это тем, что одним из принципов рейтинга является отсутствие штрафов за что бы то ни было (единственный «штрафной» параметр – число учеников, удаленных с ЕГЭ; он корректирует баллы школы, полученные за успешную сдачу ЕГЭ).

Непрозрачность рейтинга

Один из самых серьезных недостатков рейтинга – его непрозрачность. Школы получают таблицы с подробным расчетом всех параметров. Эта аналитика помогает школьной администрации и педагогам оценить свою работу и скорректировать направления развития. Родители и школьники видят лишь итоговый рейтинг, из которого невозможно понять, почему та или иная школа расположилась на высоком месте: то ли благодаря хорошим результатам сдачи ЕГЭ, то ли решающим оказался вклад дошкольников, которые все дружно пошли в первый класс той же образовательной организации. Почему бы Департаменту образования и науки Москвы не публиковать расшифровку всех составляющих итогового рейтингового балла? На наш взгляд, это повысило бы доверие к рейтингу и позволило им пользоваться как эффективным инструментом выбора подходящей школы.

Крупные школы имеют преимущество

Другой заметный недостаток – зависимость рейтингового балла школы от числа учащихся. Крупные школы имеют заметное преимущество, прежде всего за счет большого числа школьников, сдающих ОГЭ и ЕГЭ и участвующих в олимпиадах. Как только агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) при расчете своего рейтинга разделило общую сумму баллов на количество школьников, картина изменилась: многие крупные образовательные организации резко сдали позиции. Так, например, лицей НИУ ВШЭ, выпускающий ежегодно более 700 человек и занимающий первое место в рейтинге RAEX топ-300 школ по общему количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, в рейтинге ста лучших школ России по конкурентоспособности выпускников занимает лишь сороковое место.

Прогресс школ из нижней части рейтинга остается в тени

Нельзя не отметить, что лучшие школы получают гранты мэра Москва: в прошлом году было выдано 20 грантов I степени по 30 миллионов рублей, 50 грантов II степени по 20 миллионов и 100 грантов III степени по 10 миллионов рублей. С одной стороны, можно порадоваться за педагогов и администрацию этих образовательных организаций, но с другой – поддержка только лучших школ имеет негативные аспекты.

Школа, совершившая за год рывок с 600-го на 450-е место, заслуживает, возможно, большего уважения, чем образовательная организация, которая за тот же период опустилась с 10-го на 20-е место, но первая за свой прогресс не получит ничего, а вторая, несмотря на ухудшившиеся результаты, получит 30 миллионов.

Рейтинг отражает качество образования

Международные исследования PISA показывают, что позиции школ в рейтинге довольно точно отражают уровень качества образования. По среднему баллу всех школ РФ, участвовавших в исследованиях читательской и математической грамотности, мы располагаемся лишь в четвертом десятке среди 65 стран. Если рассматривать результаты только московских школ, то мы входим в десятку лучших стран мира. 300 лучших школ Москвы (в них обучаются более 60 % столичных школьников) по этим показателям занимают третье-пятое места, а первая сотня московских образовательных организаций находится на втором месте в мире, уступая лишь Шанхаю.

Ждем очередной рейтинг

«Рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников», по моему мнению, – это результат сложной аналитической работы команды во главе с директором ЦПМ Иваном Ященко. Рейтинг стремится охватить все параметры жизни школы, которые можно выразить количественно. Проанализировав внесенные за последние три года поаправки, можно сказать, что глобальных изменений не произошло. Рейтинг по-прежнему отражает соответствие достижений школы вектору развития столичной системы образования и служит ориентиром для региональных рейтингов.

Другое дело, что нет полной уверенности, что достигнутые школами показатели – это результат исключительно административных и педагогических усилий. Зачастую основной вклад в высокие баллы ЕГЭ и победы на школьных олимпиадах вносят не педагоги школы, а репетиторы, «Сириусы», онлайн-курсы или материальные вложения родителей в организацию поездок детей в языковые лагеря.

В этом году выйдет уже 9-й рейтинг московских школ. У рейтинга, разумеется, есть недостатки, и в методику расчета обязательно нужно, на мой взгляд, вносить изменения, но следует признать: его появления ждут каждый год.

Оригинальная статься размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.