Найти тему
История и искусство / Artifex

Александр Брашкин. От стрит-арта до персональной выставки в Музее Эрарта.

Александр Брашкин - российский художник нового времени, открывающий порталы в современную реальность. Его творчество началось c граффити и стрит-арта. Поэтому работы, в последствии выходившие из-под кисти художника, живые, с посылом, иногда устрашающие, а в целом - очень вдохновляющие и эмоционально заряженные.  

Не так давно завершилась его персональная выставка в музее Эрарта в Санкт-Петербурге, где была представлена серия из 16 работ и скульптур. За два месяца выставку посетило более 50 тысяч человек.

Artifex: Большинство ваших работ имеют дуальное видение человека как части нашей эго-системы. Какое послание лежит в основе твоих картин?

В основном я передаю свои ощущения и интерпретирую события, которые меня волнуют. Часто ключевыми героями моих картин становятся девушки, потому что мне интересно исследовать их состояния. Они для меня - одни из ключевых вдохновителей в жизни и искусстве. Их энергия и красота может быть и воодушевляющей, и разрушительной, это отражается в моих работах. Противоречие между тем, что снаружи, и тем, что внутри. Дуальность. И я думаю, что внутренняя жизнь - более интересная зона, чем внешняя оболочка. Загадка в том, что зачастую человек сам не знает, какой ресурс в нем заложен. А потенциал очень многогранен.

Каждый человек, встречающийся у нас на жизненном пути, воспринимает нас по-разному. Для кого-то мы плохие, для кого-то - хорошие, однако любая история помогает увидеть себя по-новому, открыть какие-то грани, переосмыслить себя.

-2

Artifex: В чём вы видите основную проблему современного искусства?

Сейчас время переизбытка информации, мы погружены в эпоху «инфо фастфуда» и находимся под большим влиянием масс-медиа, фиктивного мира поп-культуры: общество потребления, модных скоротечных тенденций, свайп влево - свайп вправо, профанация современного кинематографа - смотришь фильм и через час забываешь его название, не ощущаешь никакого послевкусия. Сейчас дефицит чего-то действительно стоящего и разжигающего, того, что вызывает яркие глубокие эмоции и захватывает внимание и чувства человека. А это действительно очень сложно сделать, творческий человек формируется и оттачивает свое мастерство долгие годы и только потом, спустя лет 10, создает что-то значимое. Даже за очень простыми вещами стоит длительный путь формирования, экспериментов, поиска, труда, проб и ошибок. Зритель видит конечный результат, за которым стоял длинный путь, и получает ощущения и эмоции в первые 10 секунд при живом контакте с картиной. Первое впечатление - самое верное, так как это внутренний отклик истинной сути. Вас либо вовлекает произведение, либо нет.

Иногда обществу необходима встряска, чтобы начать чувствовать, а не прозябать. В кризисе часто происходит прогресс, рост, в этот момент просыпаются дополнительные ресурсы, происходит некий челлендж, и человек или прогрессирует, или засыпает. Такая вот тонкая грань.

-3

Artifex: Как вы творите? Есть ли какой-то ритуал, который помогает вам придумывать образы?

Один из катализаторов для меня - музыка. Она оказывает сильное воздействие и вдохновляет, часто разжигает многие внутренние процессы и идеи, которые формировались задолго и просто ждали своего выхода.

То, что выходит из-под кисти, зачастую для меня самого - загадка, потому что идет из подсознания. Интуитивный порыв, который не подвластен логике. Я доверяю этому порыву, меня затягивает эта история, отстраняет от социальной бытовой жизни.

Часто прихожу к выводу, что художник является проводником какого-то невидимого потока энергии, который проходит сквозь него и выплескивается на полотно. Но есть много работ, интерпретированные сюжеты которых напрямую связаны с событиями из материальной жизни.

Например, идею одной из скульптур, представленных на моей персональной выставке, я придумал 15 лет назад, но реализовал ее усовершенствованную версию в обличье только сейчас.

-4

Artifex: Какую музыку вы слушаете для катализирования своих идей?

Из последних релизов - я в восторге от нового альбома Тома Йорка «АНИМА», отличный альбом. Также я слушаю много разножанровых малоизвестных исполнителей.

Artifex: Совсем недавно завершилась ваша выставка «Не в твоём уме» в музее «Эрарта» в Санкт-Петербурге. Как вы в целом можете оценить её успех?

Это моя дебютная выставка, и все прошло отлично. Я реализовал много идей, подготовил наиболее значимые работы последних лет и создал новые скульптуры. Еще из плюсов - мы попали в сезон большой посещаемости музея, за два месяца выставку посетило 50 тысяч человек. Получил много позитивных отзывов от посетителей, в частности - от девушек. Одну из работ вы можете теперь увидеть в постоянной коллекции музея.

-5

Я благодарен своим партнерам, помогавшим мне в реализации проекта, куратору Павлу Маркайтису и в особенности одной девушке, которая явилась катализатором для реализации этой выставки, помогла оставить отпечаток в истории, моей точно, которая просила себя не упоминать.

Одна из основных работ, представленных на выставке, посвящена ей. Она так и называется - «Не в твоём уме». Ох уж эти женские чары… (смеётся).

-6
«Персонажи картин Брашкина имеют явную мифопоэтическую природу, то есть они образно объясняют настоящее большого города, обитатели маргинального, теневого мира. Они как будто бы с нами, но кажется, здоровается за руку с чертями, пребывая в состоянии делирия. Есть расхожая метафора о том, что уличные художники являются выразителями «подсознания» города. Кажется, этот навык остался при Александре Брашкине. Можно увлечь стрит-артиста с улицы в мастерскую, но улицу из художника, кажется не изъять», - куратор музея Эрарта - Павел Маркайтис.
-7
«В своей серии работ Александр изображает закулисье личности, где моральный кодекс уступает бунту ее желаний. Герои картин как будто впервые решаются сорвать собственные ограничители. В результате чего им открывается другой мир, освобожденный от рамок общества, чужого ума и навязанных правил. «Ты в своем уме?» - чаще всего этот вопрос задают, когда наши мысли, желания и поведение не соответствуют чужим нравственным координатам. Но разве они должны?», - журналист Валерия Семыкина.

Artifex: Планируете ли вы запуск какого-то проекта, связанного с вашей концепцией?

Да. Скоро должен выйти интересный дизайнерский проект, новый бренд для единоборств и ММА, для которого я разработал брендинг, а также современную брутальную концепцию для серии изделий. Мне интересны разноплановые проекты, коллаборации с брендами, где можно экспериментировать и реализовывать свои идеи.

Artifex: И еще вопрос, связанный с вашим бэкграундом. Некоторые считают стрит-арт вандализмом, другие восхищаются, а третьи относят его к абстракции. Чем для вас является это направление?

Я всегда отдавал предпочтения идейным вещам, хорошо исполненным, поэтому, если нарушаешь правила - нарушай красиво. У стрит-арт художников прямой контакт со зрителем, они могут формировать смелые амбициозные решения и заявлять о себе, интересные идеи быстро получают общественный резонанс. Я продолжаю следить за происходящим, но сам отошел от стрит-арта, так как поменялись приоритеты.

-8

Artifex: Спасибо за интервью.

Анастасия Шкретова © Artifex.ru