Найти в Дзене
🔥 ЗЛОБНЫЙ ЗРИТЕЛЬ

Девушка, которая дожила до титров

Кто из героев современного хоррора доживет до титров? Если вы знаете жанр, вы знаете ответ: девушка. Конечно, из этого правила есть исключения, но они редки и не показательны. И если режиссер допускает, что до финала дотягивает парень, он сознательно нарушает традицию.

Почему же в таком случае Сэм Рейми в «Зловещих мертвецах» сделал Эша главным героем? Потому что он был бунтарем? Разумеется, нет. Рейми хотел угодить зрителям, он изучал их вкусы, он консультировался с владельцами кинотеатров.

Что заставило его нарушить закон жанра? Все дело в том, что в то время этот закон еще не устоялся. В классических хоррорах вроде «Дракулы», «Мумии» или «Психоза» до финала, как правило, доживали мужчина и женщина. Чтобы герой в кульминации мог спасти героиню от маньяка или монстра.

В 1970-х, однако, феминистки второй волны начали одерживать свои первые победы, и режиссеры осознали, что героиня может сама себя спасти, сбежав из логова злодеев («Техасская резня бензопилой») или даже прикончив убийцу («Черное Рождество»). Для хорроров это была настоящая находка.

-2

Ведь для успеха «ужастика» зрители должны верить, что персонажам угрожает смертельная опасность и что герои слабее злодеев. И чем безжалостный негодяй сильнее последнего выжившего, тем драматичнее финальное столкновение, в котором герой побеждает. А «приличная», скромная девушка – это идеальная смесь слабости и сексапила. Так в хоррорах появилось правило «последней девушки».

Но оно не сразу прижилось. Вспомните три ключевых слэшера конца 1970-х и начала 1980-х: «Хэллоуин», «Пятница, 13-е» и «Кошмар на улице Вязов». В первом из них Лори Строуд в самый последний момент спасает доктор Лумис.

Во втором фильме убийцей оказывается женщина – «равный» противник для Элис Харди. Наконец, в третьей картине Нэнси Томпсон сражается с ночным кошмаром, а не с реальным человеком. Как видите, режиссеры всех трех лент не до конца верили в женскую силу.

-3

Хотя уже понимали, что девушка в финале хоррора смотрится лучше, чем парень. Вот почему Рейми, снимавший в те же годы, отдал главную роль своему другу, а не специально приглашенной красотке. Он знал, что зрители сочтут «последнего парня» более правдоподобным. Но то было в 1980-м. В наши дни «последняя девушка» – это почти незыблемый закон. И потому у нас нет никаких сомнений в том, что в новых «Мертвецах» до конца доживет девушка, а не парень.

-4