Кто из героев современного хоррора доживет до титров? Если вы знаете жанр, вы знаете ответ: девушка. Конечно, из этого правила есть исключения, но они редки и не показательны. И если режиссер допускает, что до финала дотягивает парень, он сознательно нарушает традицию.
Почему же в таком случае Сэм Рейми в «Зловещих мертвецах» сделал Эша главным героем? Потому что он был бунтарем? Разумеется, нет. Рейми хотел угодить зрителям, он изучал их вкусы, он консультировался с владельцами кинотеатров.
Что заставило его нарушить закон жанра? Все дело в том, что в то время этот закон еще не устоялся. В классических хоррорах вроде «Дракулы», «Мумии» или «Психоза» до финала, как правило, доживали мужчина и женщина. Чтобы герой в кульминации мог спасти героиню от маньяка или монстра.
В 1970-х, однако, феминистки второй волны начали одерживать свои первые победы, и режиссеры осознали, что героиня может сама себя спасти, сбежав из логова злодеев («Техасская резня бензопилой») или даже прикончив убийцу («Черное Рождество»). Для хорроров это была настоящая находка.
Ведь для успеха «ужастика» зрители должны верить, что персонажам угрожает смертельная опасность и что герои слабее злодеев. И чем безжалостный негодяй сильнее последнего выжившего, тем драматичнее финальное столкновение, в котором герой побеждает. А «приличная», скромная девушка – это идеальная смесь слабости и сексапила. Так в хоррорах появилось правило «последней девушки».
Но оно не сразу прижилось. Вспомните три ключевых слэшера конца 1970-х и начала 1980-х: «Хэллоуин», «Пятница, 13-е» и «Кошмар на улице Вязов». В первом из них Лори Строуд в самый последний момент спасает доктор Лумис.
Во втором фильме убийцей оказывается женщина – «равный» противник для Элис Харди. Наконец, в третьей картине Нэнси Томпсон сражается с ночным кошмаром, а не с реальным человеком. Как видите, режиссеры всех трех лент не до конца верили в женскую силу.
Хотя уже понимали, что девушка в финале хоррора смотрится лучше, чем парень. Вот почему Рейми, снимавший в те же годы, отдал главную роль своему другу, а не специально приглашенной красотке. Он знал, что зрители сочтут «последнего парня» более правдоподобным. Но то было в 1980-м. В наши дни «последняя девушка» – это почти незыблемый закон. И потому у нас нет никаких сомнений в том, что в новых «Мертвецах» до конца доживет девушка, а не парень.