Шахта – это разветвлённая сеть горных выработок, зачастую весьма значительных по протяжённости. На преодоление расстояний (например, от ствола до рабочего места) уходит немало времени. Чтобы «не бить» ноги, в шахте можно воспользоваться несколькими видами транспорта. На чём мне довелось ездить, перечислены ниже.
Клеть – спускаться на горизонт и подниматься на-гора приходилось бесчисленное множество раз. И хотя не каждая смена начиналась и/или заканчивалась клетью, всё же её уверенно можно поставить в верхнюю строчку.
«Пассажир» – железнодорожные пассажирские вагоны (в ряде шахтёрских регионов именуется «метро», «трамвай»). В вагоне расположено шесть скамеек, рассчитанных на три человека каждая. Итого в одном вагоне помещается 18 пассажиров. Однако сидеть втроём на скамейке малость тесновато, обычно рассаживались по два человека. Если свободных мест было предостаточно, один человек занимал полностью всю скамейку – не возбранялось прилечь и малость вздремнуть.
Лента транспортёрная – при условии, что она оборудована посадочными и сходными площадками с освещением, «будильником», концевым выключателем. На тихоходных лентах (хотя и не всегда) делалась ездовой также и нижняя ветка, что позволяло ездить в двух направлениях. На быстроходных лентах ездовой была только верхняя ветка.
Канатно-кресельная дорога (ККД) – представляет из себя подъёмник с однокресельными J-образными бугелями, прикреплённых к тросу. По конструкции шахтовая ККД похожа на горно-лыжный подъёмник.
Далее идёт «транспорт» в нарушение ТБ. Внимание: ни в коем случае никого не призываю игнорировать технику безопасности – это весьма рискованно и чревато серьёзными последствиями.
Клеть — спуск / подъём на верхнем этаже вместе с грузом на нижнем. Транспортировка людей в клети одновременно с вагонетками строго запрещена! Более того, после грузового подъёма обязательно делался пустой (холостой) прогон клети, лишь после этого разрешалось заходить в клеть.
Лента транспортёрная – не оборудованная посадочными и сходными площадками. Ездили на тихоходных и среднескоростных лентах, вдоль става магистральных необорудованных лент по трапу шли пешком.
Скребковые конвейеры – преимущественно ездили на СР-70 на крутых уклонах вверх, по прямой шли пешком. Конвейер С-53 для покатушек был неудобен – что по уклону, что по прямой.
«Лодка» – при отсутствии рельсовых путей «лодка» была основным средством доставки оборудования и материалов. Пока не видит начальство, зачастую использовалась как пассажирское такси местного значения.
Вагонетка, «коза» – на порожняке выезжали по уклону вверх. Внутрь вагонетки старались не залазить; самое клёвое место считалось на переднем буфере, хотя и там безопасность была весьма относительной и скорее призрачной. В «козу» залазили внутрь – отсутствие торцевых стенок позволяет быстро выпрыгнуть из неё в случае каких-либо ЧП.
Грузовой состав – цеплялись за последнюю вагонетку, стараясь не загородить красный свет, присаживались, не поднимали голову выше вагонетки и не высовывались по бокам, выключали свет. Машинисты знали про «зайцев», однако в случае чего отбрехались бы, что не знали – состав длинный, «зайцы» без света, в шахте темно.
Электровоз – машинист пускал в кабину одного (редко двух) человек. Свет выключили и присели, чтобы со стороны не было видно.
Помимо всего вышеперечисленного также в шахтах встречается монорельсовая дорога. У нас подвесного монорельса не было и я видел такой подземный транспорт только на фото.
Пассажирские вагоны на уклоне – знаком в теории, на практике не встречал.
Самокаты – небольшая деревянная дощечка с бруском, по краям которого в качестве колёс набиты пара подшипников от ленточных роликов. Во время практики на участке КТ (конвейерный транспорт) видел их у тамошних шахтёров, сам я ни разу не катался. Спускались на самокатах по магистральной ленте вниз по уклону, когда лента не работала и была пустой. Скорость охренительная, нужна была сноровка, чтобы не влупиться в цепи и не вылететь с ленты. Тормозили пятой точкой или ложились на спину. Экстрим не хуже американских горок.
Следует упомянуть ещё наземный транспорт (вахтовки) – на первом угольном предприятии, где я начинал зарабатывать свой подземный стаж, расстояние от АБК в черте города до непосредственно самой шахты в тайге было три десятка километров; доставка осуществлялась вахтовками.