Одними из самых больших пожарных машин, выпускавшихся в СССР, были аэродромные автомобили АА-60 на полноприводных четырёхосных шасси МАЗ-543 и МАЗ-7310. Основным их достоинством была огромная грузоподъёмность: машина вывозила 12 тонн воды и 900 кг пенообразователя. А главным недостатком - неудовлетворительные динамические характеристики: несмотря на мощный двигатель, максимальная скорость МАЗов составляла всего 60 км/ч, да и разгон был медленный, особенно на непрогретой машине. А это показатели для аэродромника очень критичные: ведь при серьёзном авиапроишествии счёт идёт на секунды. По современным международным требованиям максимальная скорость основной аэродромной пожарной машины должна составлять не менее 100 км/ч, а разгоняться до 80 км/ч автомобиль должен не более, чем за 45 секунд. Поэтому при появлении в аэропортах современной пожарной техники старички АА-60 отставлялись в резерв, а потом и списывались, и застать их на службе всё сложнее и сложнее. Но зато появляется возможность поймать их в других, иногда совершенно неожиданных, местах. И вот, как-то раз, проезжая по Башкирии, неожиданно совсем рядом с трассой увидел такой автомобиль, одиноко стоящий у лесозащитной полосы.
Машина была в комплектном и на вид ходовом состоянии, со свежими номерными знаками серии 102. Скорее всего, этот АА-60 (7310)-160.01 раньше нёс службу в аэропорту Уфы, а сейчас играл роль привлекателя внимания, зазывая всех проезжающих на байк-шоу в Севастополе. Судя по тексту, байкерская колонна выдвинулась на Севастополь днём ранее, и хорошо (для меня), что они не прихватили с собой и аэродромник.
Так что появилась возможность познакомиться с интересной машиной поближе. В задней части кузова смонтирован насос ПН-60Б производительностью 60 литров в секунду, с приводом от отдельного автономного двигателя ЗИЛ-375. Основным же двигателем машины был 12-цилиндровый дизель Д12А-525А мощностью 525 л.с., размещавшийся за кабиной, точнее двумя отдельными кабинами, в каждой из которых размещалось по двое пожарных.
Цистерна для воды ёмкостью 12 000 литров оснащена подогревателями. На заднем плане виден лафетный ствол.
Вот он покрупнее. Управление лафетным стволом могло производиться как дистанционно из кабины, так и вручную, для чего на нём имелись специальные рукоятки, дальность струи достигала 70 метров.
Интересно, где эта машина сейчас, надеюсь, байкеры не перепилили её в какой-нибудь монстр-шоу-трак.