Найти тему
Техноистории

Аэродромный "монстр" из Башкирии

Одними из самых больших пожарных машин, выпускавшихся в СССР, были аэродромные автомобили АА-60 на полноприводных четырёхосных шасси МАЗ-543 и МАЗ-7310. Основным их достоинством была огромная грузоподъёмность: машина вывозила 12 тонн воды и 900 кг пенообразователя. А главным недостатком - неудовлетворительные динамические характеристики: несмотря на мощный двигатель, максимальная скорость МАЗов составляла всего 60 км/ч, да и разгон был медленный, особенно на непрогретой машине. А это показатели для аэродромника очень критичные: ведь при серьёзном авиапроишествии счёт идёт на секунды. По современным международным требованиям максимальная скорость основной аэродромной пожарной машины должна составлять не менее 100 км/ч, а разгоняться до 80 км/ч автомобиль должен не более, чем за 45 секунд. Поэтому при появлении в аэропортах современной пожарной техники старички АА-60 отставлялись в резерв, а потом и списывались, и застать их на службе всё сложнее и сложнее. Но зато появляется возможность поймать их в других, иногда совершенно неожиданных, местах. И вот, как-то раз, проезжая по Башкирии, неожиданно совсем рядом с трассой увидел такой автомобиль, одиноко стоящий у лесозащитной полосы.

Машина была в комплектном и на вид ходовом состоянии, со свежими номерными знаками серии 102. Скорее всего, этот АА-60 (7310)-160.01 раньше нёс службу в аэропорту Уфы, а сейчас играл роль привлекателя внимания, зазывая всех проезжающих на байк-шоу в Севастополе. Судя по тексту, байкерская колонна выдвинулась на Севастополь днём ранее, и хорошо (для меня), что они не прихватили с собой и аэродромник.

-2

Так что появилась возможность познакомиться с интересной машиной поближе. В задней части кузова смонтирован насос ПН-60Б производительностью 60 литров в секунду, с приводом от отдельного автономного двигателя ЗИЛ-375. Основным же двигателем машины был 12-цилиндровый дизель Д12А-525А мощностью 525 л.с., размещавшийся за кабиной, точнее двумя отдельными кабинами, в каждой из которых размещалось по двое пожарных.

-3

Цистерна для воды ёмкостью 12 000 литров оснащена подогревателями. На заднем плане виден лафетный ствол.

-4

Вот он покрупнее. Управление лафетным стволом могло производиться как дистанционно из кабины, так и вручную, для чего на нём имелись специальные рукоятки, дальность струи достигала 70 метров.

-5

Интересно, где эта машина сейчас, надеюсь, байкеры не перепилили её в какой-нибудь монстр-шоу-трак.