Дочитывая статью и подписываясь на канал, Вы помогаете автору. Так же если статья понравилась, жмите большие пальцы вверх. Если же возникли вопросы или замечания, то пишите комментарии!
На момент начала серийного производства, Т-28 и Т-35 по своим характеристикам действительно были самыми лучшими танками во всём мире. Наличие большого количества башен давало возможность фокусироваться на разных целях. Толстая, на то время, броня в 30 мм защищала внутренности танка и экипаж от осколков и пулемётного огня любой мощности. Установленная в главной башне 76 миллиметровая пушка КТ-28 была отличным средством для поддержки пехоты. Благодаря мощному фугасу, Т-28 и Т-35 были способны поражать ДОТы, пулемётные гнёзда и многое другое. Перспективу таких машин высоко оценили не только в Советском Союзе, но и в США, Германии и Франции. Поскольку там также разрабатывались проекты танков с большим количеством башен и тяжёлыми орудиями, установленными в спонсонах.
Боевое крещение танк Т-28 принял только в 1939 году, во время Польского похода. Однако танк не смог проявить себя в полной мере, поскольку Красная армия редко встречала сопротивление со стороны польских военных. За время этого похода, Т-28 удалось пройти значительное расстояние без серьёзных поломок. Что для машины, созданной по «фотографиям», уже считалось большим достижением. Настоящему испытанию Т-28 подвергся во время Советско-финской войны, где они применялись для прорыва обороны противника, а также для поддержки лёгких танков и пехоты.
К этому моменту, средства противотанковой обороны шагнули в своём развитии далеко вперёд и представляли серьёзную опасность. Это стало понятным уже во время Гражданской войны в Испании и в боях на Дальнем Востоке. К началу «Зимней войны» танки Т-28 и Т-35 устарели по всем показателям, а концепция многобашенных танков прорыва линии обороны противника, оказалась идеальной только на бумаге. В результате, все достоинства Т-28 превратились в недостатки.
Пушка системы «Бофорс» диаметром 37 мм без особых проблем пробивала 30-мм броню танка Т-28. Об этом свидетельствую отчёты, составленные во время и после «Зимней войны». Так например, по окончанию боевых действий в докладе особого отдела НКВД ЛВО от 5 апреля 1940 года отмечалось следующее:
«Опыт боевой эксплуатации машин показал, что самым уязвимым местом существующих типов танков является их недостаточная бронировка. Броня даже таких танков как Т-28, не говоря уже о БТ и Т-26, легко пробивалась 37-мм снарядом».
Схожий вывод приводится и в докладе 50-й стрелковой дивизии. По окончанию войны, началась модернизация по повышению защищённости не только Т-28, но и остального технического парка СССР. Однако экранизация Т-28 и Т-35 давая существенный прирост в защите, до 50 мм во лбу, при этом прибавляла несколько тонн веса. Как результат, тихоходный Т-35 стал ещё более неповоротливым, а главное достоинство быстрого и манёвренного Т-28 сошло на нет.
Установка нескольких башен на корпус существенно увеличивала габариты машины. Длина Т-28 составляла почти 7,5 м (7,37), а Т-35 — около 10 м. Для сравнения, танк Т-34 в длину был чуть меньше 6 м. Двухъярусное расположение вооружения у Т-28 и Т-35 также сказывалось на габаритах. Высота Т-28 — более 2,5 м, а Т-35 и вовсе почти 3,5 м. При этом, параметры того же Т-34 составляли 2,4 м в высоту. Такие размеры производили внушительное впечатление на противника. Фенрик Хямяляйнен встречу с Т-28 описывает так:
«Мы увидели мощное железное чудовище, которое, лязгая гусеницами, шло к нашему орудию. За первым танком, шли танки поменьше, “детеныши”».
Иван Смоляков, служивший в особой тяжёлой танковой бригаде прорыва, где применялись Т-35, приводил такое первое впечатление об этой машине:
«Я как первый раз танк этот увидел — рот раскрыл. Т-26 и тот после трактора — здоровый, а уж тут-то... Башен — пять штук, стволы торчат в разные стороны, гусеницы — в человеческий рост! Чтобы забираться, лезешь по специальной лесенке. И весь он... ну такой огромный, что словами — не передать. Страшновато даже».
В кратком перечне для немецких танкистов, Т-35 описали только одним словом: «Гигантский», а в комментарии к Т-28 указано: «Очень массивный». Однако чем выше и крупнее танк, тем легче его можно было подбить.
Экипаж Т-28 состоял из 6 человек: командира, двух пулемётчиков, водителя, «артиллериста» и радиста. Иногда вместо одного из пулемётчиков упоминается помощник водителя. В Т-28 проблема экипажей советских танков так и не была решена. Так, командиру приходилось помогать заряжать орудие и при необходимости вести огонь из пулемёта. Радист по сути выполнял функцию заряжающего, так как от радиостанции особой пользы не было. Примечательно то, что внутренняя связь имелась только у двух членов экипажа: командира и механика-водителям. Такая организация внутри танка плохо сказывалась на работоспособности экипажа. Поскольку отсутствие чёткой координации между малыми башнями и большой негативно сказывалось на эффективности ведения огня. Командир был загружен ненужной работой, которая постоянно ему мешала. Что же касается Т-35, то экипаж этого танка состоял уже из 11 человек. В каждой башне находился свой командир. Несмотря на это проблемы Т-35 остались теми же, что и у Т-28.
Очевидность того, что танки-крепости устарели по всем параметрам, не вызывала у военных никаких сомнений. 27 июня 1940 в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии». На нём рассматривался вопрос о перспективных типах танков, а также о снятии с вооружения старых образцов. И если в случае с Т-28 решение было однозначным: пожертвовать скоростными характеристиками, нарастив при этом броню с помощью экранов. То касательно Т-35 мнения разошлись. Было предложено три варианта.
Первый, это переделать все Т-35 в самоходно-артиллерийские установки большой мощности (СУ-14).
Второй вариант — отправить эти боевые машины туда, где они себя проявили лучше всего. То есть в танковые полки при Военной Академии механизации и моторизации. И использовать их только для участия в парадах.
Но в итоге остановились на третьем варианте, подразумевающим: «оставить на вооружении до полного износа» и повысить защищённость танка с помощью экранирования.
В заключении, стоит сказать, что, несмотря на заявленную мощь, демонстрировавшуюся всему миру на парадах, испытание огнём Второй Мировой эти боевые машины выдержали по-разному.
Боевая карьера Т-35 оказалась очень короткой. 21 июня 1941 года в 24:00 в танковых полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных юго-западнее Львова, объявили тревогу. Машины заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта. Однако в ходе последующих боёв все Т-35 8-го механизированного корпуса были потеряны. К концу 1941 года осталось только два танка этой модели, а на сегодняшний день сохранился лишь один из них.
Т-28 смог «пережить» своего старшего брата. Несмотря на то, что из 260 танков этой модели к концу 1941 года осталось примерно 20 машин, они несли службу вплоть до 1944 года. Правда, применялись уже как неподвижные огневые точки. На настоящий момент сохранилось лишь 5 экземпляров этого танка. 4 из которых, находят в Финляндии, попав туда в качестве трофеев.
Причины такого провала можно объяснить тем, что танки, созданные наступать на обороняющегося противника, не смогли дать отпор немецкому «Блицкригу» и всем реалиям «маневренной войны». У этих моделей оказалось множество недостатков: плохой обзор из танка, отсутствие чёткой координации между членами экипажа, техническая несовершенность машин. Минусом стали и огромные размеры этих машин, а следовательно, низкая манёвренность и неповоротливость. Помимо этого отмечалось слабое бронирование танков. Все эти недостатки негативно сказались на военной карьере Т-28 и Т-35 и показали, что эти машины устарели по всем параметрам. В конечном итоге, полный провал концепции многобашенных танков прорыва, заставил военных навсегда отказаться от подобных идей. И, как следствие, перейти к танкам нового однобашенного типа с противоснарядным бронированием. Таким, как Т-34 и КВ-1, сумевшим в дальнейшем завоевать хорошую репутацию не только у советских танкистов, но у всего мира.
Еще про «Парадные танки».