Сиквелы, приквелы, ремейки и перезагрузки. Как бы критики и киноманы на них ни жаловались, Голливуд не может от них отказаться. Ведь убедить зрителей пойти на очередной фильм популярного киносериала куда проще, чем «продать» публике оригинальную новинку. Однако сериал сериалу рознь. Какие из них зарабатывают больше других? Задумавшись об этом, мы составили хит-парад двадцати самых успешных голливудских киносериалов!
10. Матрица
(The Matrix, Warner)
Появившись в самом начале 1980-х, жанр «киберпанк» быстро завоевал умы поклонников фантастики и энтузиастов-компьютерщиков. Вместе с писателями вроде Уильяма Гибсона они с готовностью грезили о будущей антиутопии, в которой машины обретут разум, а люди будут путешествовать по компьютерным сетям.
Мейнстримная публика, однако, упорно игнорировала «Трон», «Джонни-мнемоника» и прочие картины, переносящие мир киберпанка на большой экран. Пока наконец свое слово не сказали братья Вачовски. Их фантастический боевик «Матрица», скрестивший киберпанк с восточными единоборствами и библейским пафосом, собрал в мировом прокате более 450 миллионов долларов и проложил путь для двух сиквелов, полнометражного мультфильма и не слишком удачной сетевой игры. К сожалению, на большее Вачовски не хватило, и их дальнейшие проекты большим успехом не пользовались.
9. Люди в черном
(Men in Black, Columbia)
Можно ли сделать героями Америки людей, которые скрывают от народа страшные тайны, без разрешения властей ввозят в страну опасных инопланетян и регулярно ставят планету на грань уничтожения? Казалось бы, нет.
Но режиссер Барри Зонненфельд доказал, что это совсем не сложно. Главное – убедить зрителей, что они посвящены в тайны Людей в черном и что их память никто не сотрет. Как быстро люди отказываются от своих принципов, когда их принимают в тайное братство! Но что плохо для демократии, то хорошо для кино, и любовь зрителей к фантастическим секретам позволила студии
Sony заработать колоссальные деньги на вольной экранизации малоизвестного комикса. Не прогадал и ведущий актер цикла Уилл Смит. Ведь первые «Люди в черном» превратили его из телевизионного комика в международную суперзвезду. Невиданный прежде успех для темнокожего киноартиста!
8. Мадагаскар
(Madagascar, DreamWorks Animation)
В наши дни, когда полнометражные мультфильмы соревнуются по сборам с художественными блокбастерами, трудно поверить, что еще в середине 1980-х анимация для большого экрана была редким и рискованным бизнесом. Одним из людей, которые переломили ситуацию, был продюсер Джеффри Каценберг.
Сперва он возродил былое величие студии Disney, а затем создал DreamWorks Animation и превратил ее во вторую по значению студию компьютерной графики после Pixar. В 2005 году перечень хитов DWA пополнил «Мадагаскар» – эксцентричная комедия об обитателях нью-йоркского зоопарка, которые по стечению обстоятельств попали на тропический остров.
По свидетельству очевидцев, Каценберг был не слишком доволен лентой. Зрители, однако, приняли ее на ура, и за первым «Мадагаскаром» последовали два продолжения и мультсериал о предприимчивых «мадагаскарских » пингвинах.
7. Люди Икс
(X-Men, Fox)
Из всех популярных комикс-сериалов студии Marvel самым масштабным всегда был цикл о сражающихся между собой мутантах. Полвека комиксов, десятки знаменитых персонажей, полчища злодеев, невероятные суперспособности…
И неочевидные моральные коллизии, порой требующие от изгоев защищать своих гонителей. Неудивительно, что, когда Marvel всерьез занялась экранизацией своих творений, «Люди Икс» были куплены одними из первых. С 2000 года по 2006-й студия Fox выпустила трилогию о приключениях Росомахи в составе группы «Люди Икс».
Затем в 2009 году неистребимый герой удостоился сольного приключения «Люди Икс: Начало. Росомаха», а в 2011 году голливудцы рассказали о рождении «Людей Икс» в фильме «Люди Икс: Первый класс». И это еще не все! Нас ждут новые приключения мутантов, которые могут здорово поднять финансовый рейтинг цикла.
6. Парк Юрского периода
(Jurassic Park, Universal)
самого начала своей карьеры Стивен Спилберг был двуликим Янусом, параллельно снимающим семейные блокбастеры вроде «Челюстей» и «взрослые» драмы наподобие «Шугарлендского экспресса». Правда, в начале 1980-х он полностью сосредоточился на съемках и продюсировании мейнстримных жанровых лент. Но уже в середине десятилетия Спилберг выпустил драму «Цветы лиловые полей», за которой последовали «Империя солнца», «Всегда» и «Список Шиндлера», самая успешная и мрачная из серьезных спилберговских картин.
Однако в 1993 году зрители не только переживали за евреев, чудом избежавших холокоста, но и ужасались динозаврам из спилберговского семейного хоррора «Парк Юрского периода». Хотя фильм активно критиковали за слабый сценарий, лента о возрожденных ящерах заработала почти миллиард долларов и проторила путь двум сиквелам и толпам подражателей.
5. История игрушек
В 1988 году Джон Лэсситер создал на студии Pixar компьютерный мультфильм «Оловянная игрушка». Эта короткометражка была демонстрацией графического пакета RenderMan, так как в то время Pixar занималась разработкой программного обеспечения.
Однако «Игрушка» получилась столь удачной, что привлекла внимание студии Disney, несколькими годами ранее уволившей Лэсситера за его ранние эксперименты с компьютерной графикой.
Так началась история первого в мировой истории полнометражного компьютерного фильма, который изначально задумывался как продолжение «Игрушки». Со временем «История игрушек» стала самостоятельным произведением, но главная идея ленты 1988 года осталась неприкосновенной: «Игрушки любят, когда с ними играют, и ненавидят, когда их ломают». Просто? Просто. Но пиксаровцы развернули эту идею в три замечательных и очень популярных картины.
4. Индиана Джонс
(Indiana Jones, Paramount)
Рассуждая об Индиане Джонсе, мы обычно связываем это знаменитое имя со Стивеном Спилбергом. Однако основным создателем этого персонажа был Джордж Лукас, в 1973 году написавший сценарий «Приключения Индианы Смита». В то время Лукас был начинающим творцом, который мог только мечтать о фильме по мотивам авантюрных сериалов 1930-х.
Однако к концу десятилетия Лукас стал международно признанным автором «Звездных войн». Именно тогда он предложил Спилбергу вместе поработать над лентой, в которой героический археолог спасает библейский Ковчег Завета от гитлеровских прихвостней.
В течение 1980-х Спилберг и Лукас сняли три фильма о Джонсе, и им стоило на этом остановиться, потому что вышедшая в 2008 году четвертая серия многим пришлась не по вкусу. Тем не менее именно благодаря ее 800-миллионным сборам цикл взлетел на 14-е место нашего хит-парада.
3. Миссия: невыполнима
(Mission: Impossible, Paramount)
Успех первых фильмов о Джеймсе Бонде вызвал к жизни множество проектов. Одним из них был начавший выходить в 1966 году телесериал «Миссия: невыполнима». На протяжении семи сезонов тайные агенты американского правительства сражались с диктаторами, коммунистами и криминальными боссами.
Среди поклонников «Миссии» был мальчик по имени Том Круз, который с годами вырос в драматического актера, мечтающего об экшен-карьере.
В начале 1990-х Круз убедил студию Paramount вложить 70 миллионов долларов в киноверсию «Миссии» с ним в главной роли. Актеры оригинального сериала были не в восторге от картины, в которой психологические игры уступили место погоням и перестрелкам, но Круза это не волновало.
Зрители с удовольствием шли в кино, и Paramount раскошелилась еще на три картины, в последней из которых режиссер Брэд Берд вдребезги разнес Кремль.
2. Трансформеры
(Transformers, Paramount)
Если «Миссия: невыполнима» начала свою жизнь на телеэкранах, то цикл «Трансформеры» родился в недрах производителя игрушек Hasbro. Купив права на японские трансформирующиеся игрушки, компания совместно со студией Marvel придумала для них фантастическую «легенду» и в 1984 году выпустила «Трансформеров» на рынок, параллельно начав показ одноименного мультсериала.
Двадцать лет спустя Hasbro решила, что пора предложить что-нибудь новое детям своих бывших фанатов, и вместе со студиями DreamWorks и Paramount создала кинофильм «Трансформеры», режиссером которого стал постановщик «Армагеддона» Майкл Бэй. Для критиков его имя уже давно как красная тряпка для быка, но зрители боевики Бэя любят, и они Hasbro не разочаровали. Если первые «Трансформеры» собрали в прокате 700 миллионов долларов, то третья серия дотянула до миллиарда.
1. Ледниковый период
(Ice Age, Blue Sky/Fox)
В1980-х и 1990-х динозавры в Америке были повсюду. В фильмах, в мультфильмах, в комиксах… Наконец, в конце века студии Fox это надоело, и она заказала маленькой, но амбициозной студии компьютерной графики Blue Sky полнометражный мультфильм «Ледниковый период», рассказывающий о мамонтах, саблезубых титрах и первобытных людях.
До подписания этого контракта Blue Sky создала всего один короткометражный мультфильм, однако она с честью справилась с задачей и выпустила ленту, ставшую международным хитом. Из последующих «Периодов» наши предки исчезли, но мохнатые герои прекрасно справились без них.
Равно как и без режиссера первой серии Криса Уэджа, который оставил цикл на попечение своего соавтора Карлоса Салданы. Помимо четырех полнометражных лент Blue Sky нарисовала четыре короткометражные картины о похождениях героев сериала.