Сегодня речь пойдет об административном корпусе Колюбакинского игольного завода, который расположился в неприметном городке Московской области, в отдалении от транспортных магистралей. Посмотрим на его остатки, ведь сам корпус закрыт был еще в 90-х годах.
Немного истории. В 1890 году фабрику купили московские купцы, действовавшие под вывеской «Фирма Д.Высоцкого и К°» и открыли спичечное производство, которое просуществовало около четырёх лет. Примерно в 1894 году фабрику купил известный в то время промышленник Гиршман и организовал здесь производство различных игольных изделий и рыболовных крючков, которое существует и до настоящего времени. В год предприятие производило продукции на 175 тыс. рублей. На производстве было занято 200 человек рабочих. Предприятие Гиршмана существовало до революции 1917 года, а затем после национализации перешло в подчинение Министерства местной промышленности РСФСР и находилось в составе этого министерства до 1956 года, когда были образованы совнархозы. Завод вошёл в состав Московского областного совнархоза, 8 управления машиностроения и находился в нём до 1966 года, до образования министерств, после чего был передан в «Главмашдеталь» Министерства машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР, где и находится до настоящего времени.
Начнем осмотр с актового зала. Во всех помещениях царит бардак, за 20 лет состояние здания пришло в негодность.
В годы Великой Отечественной войны посёлок Колюбакино был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Корпуса завода были разрушены, склады разграблены, механизмы поломаны, помещения завода немцы использовали под конюшни.
Наверное, тогда это выглядело примерно также, как и сейчас. После изгнания немцев в тяжелейших условиях рабочие за короткий срок восстановили завод с сохранением профиля производства.
Коридоры тёмные и мрачные, но нас это только привлекает.
Наконец-то мы обрадовались, что увидели хоть какое-то оборудование. Измерительный проектор. Рядом валяются светофильтры.
Конечно, техническая база здесь осталась на уровне 80-х и 90-х годов, поэтому мы и видим это место покинутым.
Признаться честно, обходя здание снаружи, мы не думали, что внутри будет "богато". Что нужно для производства игол, подумали мы? В СССР нужно было много. Например, агрегат для исследования микроструктуры металлов.
Оптические девайсы.
А конкретнее: рефрактометр
В целом, общее впечатление довольно грустное, лишь фотографии предметной съемки немного позитивнее.
Изредка только попадаются комнаты, где сохранились различные агрегаты-станки.
В данном случае, печатные. Это была аля своя типография.
Попадались и кабинеты, в которых на столах навалены никому не нужные чертежи и документы.
На двери надпись : " Конструкторская группа". Мне знакомы их труды, которые заключались в повседневном провождении времени у кульмана, порче глаз и спины. Теперь же все эти чертеже лежат скомканные на стеллажах.
Уже в 1994 году заводу исполнилась сотка! Сейчас бы ему было 125 лет!
Бывшие химико-физические лаборатории теперь захламлены различным мусором. На объекте успели побывать разных интересов люди, с различными намерениями. Не каждый приходящий сюда ограничиться лишь памятными фотографиями.
Зато порадовала библиотека. Почти все книги на месте. А почему?
Потому что, увы, они больше никому не нужны, кроме пункта приёма макулатуры...
В конце коридора была дверь, плотно закрытая, за ней была абсолютно пустая комната, но в одном из углов стояла телефонная станция, старинная, и при этом хорошо сохранившаяся. Это прозвучало веселой нотой по сравнению со всем предыдущим!
Перед тем как вылезти с этого места, мы обнаружили склад ГО, в котором все противогазы, вместо того чтобы лежать на полочках, росли словно трава. Хотя нераскрытых ящиков с новыми комплектами тоже хватало.
Под конец расскажу вам веселую историю, произошедшую с нами приблизительно после совершения этого снимка. Решили мы немного покопаться, чтобы поискать целые комплекты и более совершенные СИЗ-ы. Но, как оказалось, мы были ещё давно замечены сторожами этого колючего завода, которые решились наконец таки нас поймать внутри. Началось всё с хлопка двери где-то внизу, потом шаги по лестнице... коридору...
" Мне кажется, во втором цехе они!
- Думаешь?
- Ну потому что ты ж сам видел чью-то рожу в окне! Тем более там же как раз металла много!
- Ну давай тогда так. Я пойду проверю ещё всё-таки этаж выше, а ты иди проверь то.
- Давай"
Такой диалог раздался в коридоре.
Необходимо было срочно выбираться отсюда. Но наш путь и вправду проходил через цех № 2, в котором на данный момент устроили свалку металлических конструкций и кабелей. Когда обстановка стихла, мы, проходя по этому помещению, снова услышали, что нас ищут, но ищут именно в том коридоре и тех комнатах, где мы только что были. Тем временем нам удалось успешно покинуть этот игольный завод, судьба которого, мы думаем, давно предрешена!