Найти тему

Я больше так не буду! Стоит ли верить обещанию ребёнка?

Однозначного ответа нет. Предлагаю разобраться в ситуации, рассмотрев последовательно варианты: "Да, конечно стоит!" и "Разумеется нет!"

Да, конечно стоит!

Во многих случаях дети не врут когда дают обещание взрослым изменить поведение. В этот момент мы не увидим признаков намеренной лжи.

Мальчики и девочки хотят быть хорошими для своих мам и пап. Им важно оправдывать ожидания взрослых, которых они любят и от которых зависят. Побеседовав с родителями, многие дети раскаиваются в проступке, у них возникает желание больше его не совершать. Наблюдая разговоры родителей с детьми, беседуя с мальчиками и девочками, я часто верю в искренности детских обещаний.

Все же, рассчитывать на исполнение обещанного приходится крайне редко.

Ребёнок в большинстве случаев не сможет выполнить то, что обещал.

Поэтому, придется констатировать, что обещаниям детей верить, разумеется, не стоит.

Далее рассмотрим почему не стоит ожидать, что дав обещание, ребёнок его сдержит.

Причина No 1.

Чем младше мальчики или девочки, тем в меньшей степени они способны произвольно управлять своим поведением. Это значит, что их действия запускаются автоматически, без внутреннего рассуждения и принятия решения. Такое реагирование характерно для детей до 5-7 или даже до 10 лет. Этот факт следует особо учитывать тогда, когда желанный поступок выходит за пределы привычного для ребёнка поведенческого шаблона.

Примером является школьник, регулярно нарушающий дисциплину на уроке. Выкрикивать ответы, комментировать действия одноклассников, болтать с соседом — это то, что он привык делать изо дня в день. Часто у такого ученика нет опыта "хорошего" поведения. Это значит, что его мозгу придется создавать новую нейронную сеть для запуска нового поведения. Вновь созданная поведенческая программа первое время будет требовать сознательного контроля при выполнении. Сознательный контроль (то, что в народе обозначается словом «стараться») - крайне энергозатратный процесс. Будет здорово, если школьник, стараясь изо всех сил, продержится в непривычном для себя поведении 1-2 урока. Некоторым детишкам хватит сил продержаться первые 15-20 минут на первом уроке, 10 на втором и третьем. Рано или поздно организм ребёнка устанет и уйдёт в режим энергосбережения. В этом режиме школьник начнёт демонстрировать привычные для себя способы реагирования на ту или иную ситуацию. В нашем случае он начнёт снова выкрикивать с места, разговаривать с соседом, отвлекаться на посторонние стимулы и т.п.

Мамам, папам и педагогам стоит понимать, что мальчики и девочки не смогут стать другими на следующий день. Для формирования привычки вести себя по-новому требуется время. Иногда можно рассчитывать на выполнение обещания, если для выполнения не нужно менять сложившийся стереотип поведения, а достаточно не повторять действие совершённое однажды.

Например, вы запретили сынишке самостоятельно брать в руки дорогой папин фотоаппарат или дочке мамину косметику. Такое обещание вполне по силам выполнить многим дошкольникам, если ребёнок понял суть требования, его основания, а его жизнь полна других интересных вещей и дел.

Причина No 2.

Обещания детей почти всегда сформулированы в контексте "Я не буду делать то-то". Взрослые беседуют с ребёнком или подростком в этом же русле. Мамы и папы, а вместе с ними и педагоги, не понимают, что "не делать того-то" - это не новая программа поведения. Программа поведения это алгоритм действий в ситуации, а не список запретов.

Чем младше ребёнок, тем он менее способен самостоятельно создать программу нового поведения. Побеседовав с ребёнком о том, как не надо поступать, поговорите и о том, как стоит вести себя в подобной ситуации.

-2

Причина No 3.

Не стоит верить обещаниям, которые ребёнок говорит в ситуации эмоционального давления или под страхом физического наказания.

Находясь в стрессовом состоянии, человек не способен к анализу ситуации, а значит и к принятию осознанного решения. В стрессовом состоянии ребёнок часто не понимает, что обещает. Его «Я больше так не буду!» скорее всего означает: «Больше не ругайте меня!», «Остановите наказание!».Родителям кажется, что испытав неприятные эмоции, боль, ребёнок не захочет снова пережить дискомфорт и изменит поведение. Для этого ребёнок, во первых, должен дорасти до возраста, когда сможет произвольно управлять своим поведением, а во-вторых - он должен хотеть изменить поведение.

Имейте в виду, что "Хочу изменить поведение" и "Хочу чтобы меня больше не наказывали " не равнозначны по значению.

Первый вариант может стать спусковым крючком для запуска программы изменения поведения, а второй - для запуска программы избегания наказания. Согласитесь, второй вариант может найти своё выражение совсем не в том поведении, на которое взрослый рассчитывал.

В заключение

  • Не стоит вырывать у детей обещаний.
  • Старайтесь, чтобы ребёнок понял, чем плох поступок, кому конкретно и каким образом он приносит вред.
  • Постарайтесь подвести к искреннему сожалению
  • Помогите увидеть варианты более эффективного поведения в произошедшей ситуации.
  • Покажите преимущества такого поведения
  • Сформируйте алгоритм нового поведения.

Помните, Чтобы научиться новому нужно время. Осваивать новый способ поведения ничуть не легче, чем осваивать математику или езду на велосипеде. Будьте терпеливы и последовательны, воспитывая своих сыновей и дочек.

Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте, Одноклассники, Facebook.

Светлана Цуркан

Другие статьи этого же автора:

Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка

Как достучаться до ребенка

Почему дети не хотят выполнять работу по дому и как изменить ситуацию

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).