Найти тему
Большая перемен@

«Точка роста» для цифрового прорыва

Оглавление

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Наталья Конашенкова

Мы не на пороге VUCA-мира, мы уже в нём. Постоянно меняющемся, требующем быстро перерабатывать огромные объёмы информации. Здесь правит её величество Цифра. Как подружиться с ней, сделать своим союзником, а не врагом, и вместе творить новую реальность? Об этом знают в Центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Чтобы разобраться, что это за ноу-хау от Нацпроекта «Образование», заглянем в пензенский технопарк «Кванториум НЭЛ».

В основе — подход

— Мечтает ваш ребёнок гонять на тракторе по всей деревне, чтобы ещё обязательно грязь в разные стороны летела? Так дело не в тракторе, а в больших колёсах! Можно и велосипед такой сконструировать. У детей же тысячи идей, многие из которых хоть и кажутся, на первый взгляд, бредовыми. Главное — научиться не пресекать их, а суметь предметно претворять в жизнь, использовать весь потенциал ребёнка по максимуму. Тут как раз и цифра в помощь. И этот принцип — основа работы центров «Точка роста», — с таких воодушевляющих слов начинается новый день образовательной сессии для педагогов будущих Центров «Точка роста».

Такие Центры «Точка роста» уже в сентябре начнут свою работу по всей стране и станут структурными подразделениями общеобразовательных школ в сельской местности и малых городах. Миссия новых центров фундаментальная — сформировать современные компетенции и навыки у детей, в том числе по технологии, информатике, ОБЖ, стать общественным пространством для развития цифровой грамотности, общекультурных компетенций, шахматного образования, проектной деятельности, творческой самореализации детей, педагогов, родителей. Продумана даже инфраструктура и фирменный стиль центров «Точка роста».

В Пензе обучение педагогов проходит первым в стране — с 1 по 5 июля. Около сотни учителей технологии, информатики и ОБЖ из Саратовской и Самарской областей на неделю сменили роль. Теперь они — ученики. Только вот предметы им достались непростые. Это развитие hard-компетенций и обучение предметным навыкам, среди которых программирование, 3D-моделирование, аддитивные и лазерные технологии, введение в VR/AR. И это ещё не всё.

-2

Директор пензенского технопарка «Кванториум НЭЛ» Денис Тимирбаев рассказал, что Центры «Точка роста» стали новым проектом Фонда новых форм развития образования:

— Кванториумы за несколько лет своей успешной работы смогли вывести дополнительное образование на новый уровень. Но нам нужны свои адепты и в сельских школах, чтобы донести весь масштабный объём знаний до детей из глубинки. Потому девиз Центров «Точка роста»: доступное образование для каждого ребёнка. Это очень продуманный проект. Скажем, не секрет, что в сельской местности есть проблема с интернетом, низкая скорость не позволяет в полной мере использовать его возможности. И дети там оторваны от цифрового мира. Так что одна из задач — доведение высокоскоростного интернета. По другим аспектам тоже принимаются очень комплексные решения, так что всё выстраивается очень хорошо. На данном этапе главная цель — поработать с конечным звеном — педагогами. Ведь конечный пользователь должен знать, для чего это всё. Какие бы инструменты и технологии мы не предложим, но, если педагог всецело не примет это и не разделит наши принципы, результата не будет. Ели ломать через колено, ничего не выйдет. Поэтому мы сейчас заинтересовываем педагогов. Да, у них есть небольшой испуг. Ведь, прежде чем им начать менять детей, нужно измениться самим. Вообще, надо отметить, что мы приятно удивлены уровнем педагогов из сельской местности. У них есть сильная заинтересованность в технологиях. Пожалуй, единственный барьер — это страх поломать дорогое устройство, например, квадрокоптер за 200 тысяч рублей. В остальном, всю предложенную нами информацию учителя очень позитивно воспринимают.

В одной точке

Хайтек, IT, VR/AR, Промышленный дизайн, Гео, Аэро и Робо — семь направлений объединила недельная образовательная сессия. Большая часть педагогов — учителя технологии. Это связано с полной трансформацией программы этого предмета. Ей предстоит измениться в корне. Если раньше дети вязали, вышивали, пилили, то теперь им придётся создавать новые продукты. Урок технологии будущего — как сделать его лучше? Это главный вопрос, ответ на который педагоги искали в течение всей образовательной сессии.

-3

После прохождения курса учителям не стоит беспокоиться о «свободном плавании» — их ждёт дистанционная поддержка в виде вебинаров. Как признаются учителя, главный урок они уже усвоили: проблема не в информации, а в том, как мы её воспринимаем. Ведь скорости инфопотоков будут только возрастать. Надо научиться лавировать в них самим. И передать это знание дальше.

Александр Морозов, учитель технологии, Саратовская область:

В моей школе половина ребят занимается по адаптированной программе, другиепо общеобразовательной. А Центр, который откроется у нас в сентябре, откроет новые возможности для каждого из них.

У меня есть опыт работы с 3D-программами, поэтому особенно понравилось во время курса занятие по направлению «Промышленный дизайн», где нам рассказали об эргономике и цикле проектирования объекта. А на практической части изучили основы 3D-моделирования и смоделировали вазу. Для меня особенно ценным стала возможность пообщаться с коллегами, это же другие взгляды, опыт, а главная цель у нас общаяэто ребёнок. Чтобы он умел адаптироваться в цифровом мире, мы должны развить в нём гибкий ум, способность к быстрому анализу и нестандартному мышлению, креативность. Именно этот список обеспечит ребёнку способность быстро учиться. А без этого умения за нашим стремительным миром просто не угнаться.

Елена Тверитина, Саратовская область:

На курсах мы учились, как перестроить себя и адаптировать под ребёнка. Мы привыкли к рамкам, теперь учимся выходить из них. Мне понравилось, что во время образовательной сессии нас не только знакомили с оборудованием и методикой работы с ним, но разъясняли и передовые образовательные подходы. Мне особенно откликнулась идея привлекать самого активного ребёнка в классе в качестве медиатора, помощника. Нам объяснили, насколько важно выстаивать именно командную работу, а не делать ставку на одного одарённого ученика.

Что касается цифры, то у нас в сельской местности не везде есть интернет, а в школах нет повсеместного компьютерного оснащения. Поэтому некоторые бонусы цифровизации образовательного процесса, которые должны были облегчить нам жизнь, по факту её усложнили. Например, электронные журналы. У меня нет в кабинете компьютера, поэтому в процессе урока я не могу его заполнить. Приходиться дополнительно искать для этого время и возможность. Потому мы так обрадовались, что в нашей школе откроется Центр «Точка роста». Это мощный толчок для развития. И нас, и детей.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»