Найти тему
Изучаю людей

Школа - учеба или отсидка?

Школа как классно-урочная система, как организованный способ передачи знаний от наставника к группе учеников была придумана ещё в 17 веке.

И тогда, и даже в середине века 20 го, учитель действительно был на голову выше учеников, и даже их родителей, он был действительно носителем знания.

Сейчас МарьИванна, со скрипом закончившая педвуз, явно уже не проводник и не источник. Ее роль давно взял на себя интернет, пожалуйста, окей Гугл - и все знания мира перед тобой! Родители так вообще специалисты классом выше нашей МарьИванны, поэтому относятся соответственно и ребенку транслируют... Дура эта ваша МарьИванна - кипят родительские чатики. А ОльгаПетровна ещё глупей... Но зачем-то все равно родители упорно отводят и отводят детей в первую попавшуюся школу. Не иначе как из-за ностальгии по советскому детству.

А школу трясет и шатает. Просто оценивать, просто вещать уже мало, это видят все, а не голосуют ногами, наверное, только из-за того, что пока не в состоянии выразить словесно свое неясное недовольство .

Ещё не начался массовый отток детей в негосударственные школы, в поисках той самой учительской харизмы, но уже идёт переход самых мотивированных на семейное обучение. И уже давно - отток учителей, которые знают что и как сказать миру, в репетиторство или частные школы, потому что государственная школа как система не даёт проявить себя талантливым.

Короче говоря, мои личные выводы неутешительны. Идёт расслоение везде - на обеспеченных и нищебродов. На платную медицину и платное образование - либо на круги ада и обследования по полгода и дольше, и на МарьИванну. Не знаю, обратим ли этот процесс.

Пару слов про подростков хочу ещё сказать - хоть номинально их ведущая деятельность и считается учебной, на деле же преобладает другая - общение со сверстниками.

Так что падение успеваемости в подростковом возрасте отчасти нормально. Другой вопрос, что с этим делать, учиться-то все же надо. Вариант, по сути, только один - если мы хотим, чтобы подросток учился, он должен находиться в среде учащихся сверстников. Социум в этом возрасте важен как никогда, и редкий подросток станет волком-одиночкой назло стае. Стая не учится - ваш подросток не будет показывать пример, не надейтесь.

Ещё немного про ведущую деятельность вообще. Это настолько мощная штука, что так или иначе просочится везде и свое возьмёт. Недоигравший дошкольник возьмёт свое в школе, замещая учебную деятельность игровой. С одной стороны, в рамках компенсации оно неплохо, с другой - учеба-то ждать не будет 🤔

Поэтому не пихайте учебную деятельность в игровой возраст, дороже потом обойдется 😁 Не сажайте за парту пятилетку.

И самое главное. Игровая деятельность в классическом ее понимании сейчас разрушается. Прервалась передача игрового опыта от старших к младшим, игровой сюжет обеднел, упростился, игра частично ушла в виртуальный план, частично заменилась на обилие узконаправленных организованных занятий... Это все бесспорные факты, вопрос, что нам с этими фактами делать. Может ничего страшного и нет - я же писала, что, например, в первобытных обществах очень мало игры.

Но это определенно что-то новое. И ни в какой литературе это новое - не описано. Развитие детей пошло по принципиально другому пути, и мы вообще не знаем, куда эта кривая вывезет. Пока что мы сталкиваемся с проблемами в обучении наших неигравших детей. Может мы просто не умеем их учить, и когда-нибудь научимся. А может быть, эти дети не способны учиться и не смогут реализоваться... Не знаю.

Лично я для своих детей сделала выбор в пользу традиционного пути развития, хоть это все труднее обеспечить - но я по крайней мере знаю, что с этим делать 😁

Еще на тему:

Учеба - не только сидение за партой

Двое глухих на первой парте