Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Лариса Чернушко
«Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера».
Джон Дьюи
Современный мир перешел на очередной уровень развития новых технологий. Цифровая революция, охватившая мировую экономику, впечатляет темпами и масштабами. Викисловарь раскрывает содержание понятия «цифровизация» как «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» [2]. А. Марей рассматривает цифровизацию как изменение парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и социумом [1]. Е.Л. Вартанова , М.И. Максеенко, С.С. Смирнов уточняют содержание этого понятия — это не только перевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера[3] . То есть можно сделать вывод, что развитие интернета и мобильных коммуникаций являются базовыми технологиями цифровизации.
В настоящее время цифровизация охватила и образование. ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»(от 31.12.14). Статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» [4]. «При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение». Цифровизация образования ведет к изменениям в образовательных стандартах и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление роли педагога. В современной школе не учебник, а ИКТ — основной инструмент получения знаний, а учитель — не транслятор знаний, а наставник и координатор. С одной стороны, цифровизация подрывает унаследованную из прошлого методическую основу школы, а с другой стороны, порождает доступность информации в различных ее формах, не только текстовой, но и звуковой и визуальной, позволяет обеспечить непрерывность обучения, т.н. life-long-learning (обучение в течение жизни), а также его индивидуализацию на основе advanced-learning technologies (технологий продвинутого обучения) и позволяет учиться в любое время в любом месте.
А какие плюсы дает нам, учителям школ, цифровизация? Разберем на конкретных примерах. С 2014 года в Москве, в Московской области и других регионах активно разрабатывается электронная школа. Эта информационная система включает удобный электронный дневник/журнал, а также платформу по работе с ЭОР. Например, витрина ЭОР «Школьного портала Московской области» предлагает нам несколько издательств ЭОР [6]:
- «1С : Паблишер»
- ООО «Физикон»
- ООО «Физикон Лаб»
- «Кирилл и Мефодий»
- «Экзамен Медиа»
- ООО «Новый диск»
И несколько видов ЭОР для использования в образовательном процессе:
- информационные (интерактивный плакат, мультимедийные презентации).
- практические (виртуальные лаборатории, тренажеры, рабочие тетради (интерактивные домашние задания).
- контрольные (КИМы, тесты).
Система позволяет учителю и ученикам выбирать Единицы ЭОР, группы Единиц ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.
Кроме возможностей витрины ЭОР «Школьного портала», в своей работе я активно использую контент РЭШ (Российской электронной школы) [5], включающий в себя интерактивные видеоуроки и интерактивные задания различных типов, которые я применяю как при объяснении нового материала, так и при закреплении, а также в качестве домашнего задания и самоконтроля.
Каждый педагог в зависимости от технического оснащения образовательной организации и уровня владения ИКТ навыками может выбрать подходящие ему образовательные модели при использовании ЭОР. В своей практике я использую Фронтальную модель (1 компьютер с выходом в Интернет и проектор на рабочем месте учителя), Домашнее задание, Перевернутый класс, Дистанционное обучение (данные модели возможны в использовании только при наличии дома у учащихся технических устройств с выходом в Интернет), а также моим учащимся очень нравится модель Мобильный класс (BYOD bring your own device), когда каждый ученик пользуется на уроке своим личным устройством для выхода в Интернет и выполнения учебных заданий. При наличии компьютерных классов, оборудованных техническими средствами с выходом в Интернет, можно использовать модель Компьютерный класс или модель Смена рабочих зон, когда в классе есть 5-10 устройств с выходом в Интернет.
ЭОР мы можем использовать при планировании различных типов уроков: будь то урок открытия нового знания, урок рефлексии, урок актуализации знаний или развивающего контроля. Использование ЭОР способствует также более эффективному развитию проектной деятельности (электронные ресурсы мы можем использовать на разных этапах работы над проектом). Существует также большой выбор различных сетевых сервисов, с помощью которых можно организовать совместную деятельность учителя и учащихся при создании учебных продуктов:
- документ- сервисы
- блоги, форумы
- ленты времени
- карты
Использование ЭОР в учебном процессе помогает мне более эффективно формировать у обучающихся УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). Например, для формирования коммуникативных УУД я использую такие задания: «Составь задание партнеру по данному ЭОР, подготовь сообщение на основе ЭОР, викторина «Отгадай, о ком, о чем будет идти речь на уроке на основе ЭОР»» и т.п. Примеры заданий для формирования регулятивных УУД : «Найди ошибки и исправь в контексте», выполнение тестов из контрольных и практических ЭОР и т.п. Для формирования личностных УУД можно попросить учащихся подвести итоги занятия с использованием ЭОР, дать оценку событиям, происшествиям, описанию в ЭОР и т.п. Формированию познавательных УУД будут способствовать задания типа составления схем-опор на основе материалов ЭОР, работа с разного рода таблицами по материалам ЭОР, работа со словарями на основе ЭОР и т.п.
Использование ЭОР в образовательном процессе позволяет более эффективно реализовать индивидуализированный подход к учащимся за счет использования разноуровневого контента (заданий базового и повышенного уровня) в зависимости от уровня знаний и способностей обучающихся, что позволяет каждому ребенку почувствовать «ситуацию успеха» на уроке, а, следовательно, способствует повышению мотивации к обучению.
Нельзя также не отметить важную роль ЭОР и дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ, не имеющих возможности регулярно посещать школу, а также обучении в условиях введения карантина, обучения на профильном уровне и т.д.
Мы кратко рассмотрели возможности цифровизации в школе. А с какими же трудностями может столкнуться педагог при использовании ЭОР и ДОТ? Во-первых, это, конечно же, отсутствие необходимого технического оснащения и отсутствие доступа к сети Интернет в школе или дома у обучающихся, трудности с эксплуатацией технических устройств, недостаточная сформированность ИКТ навыков у педагога или обучающихся, необходимость дополнительного времени для подготовки учителя к уроку (ведь учитель должен тщательно отобрать контент, который он будет использовать на уроке). Но главная трудность, по моему мнению, не в этом. Главная трудность кроется внутри нас! К сожалению, не каждый педагог с легкостью готов меняться, развиваться и самосовершенствоваться в соответствии с требованием времени. Некоторым удобнее продолжать учебный процесс «по-старинке» с мелом и тряпкой у доски.
Цифровизация — это не плохо и не хорошо. Это наша реальность, в которой живем мы и наши дети. А значит, мы должны меняться и развиваться, чтобы, как сказал Д. Дьюи, не лишать детей будущего. И если каждый педагог поймет это для себя, то обучение в школе станет интересным, увлекательным, познавательным и отвечающим мировым стандартам образования.
Литература
1. Индустрия российских медиа: цифровое будущее : академическая монография / Е.Л.Вартанова, А.В.Вырковский, М.И. Максеенко, С.С.Смирнов. – М. : МедиаМир, 2017. – с.17.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»