Найти тему
ФОМ

33 последних километра

Липаковская узкоколейная железная дорога

Макар Терешин снял для Заповедника фотоисторию об одной из немногих оставшихся пассажирских узкоколеек России.

В 1947 году в Липаково был организован леспромхоз — для производства набрали местных жителей, привезли заключенных и ссыльных. Началось строительство узкоколейной железной дороги. В 1950-е годы посёлок разросся, узкоколейка ушла в лес на несколько десятков километров, и на её путях возникло еще два села. После распада СССР леспромхоз стал приходить в упадок, пути стали разбирать, а люди начали разъезжаться по более перспективным городам. Последние 33 километра колеи остались целы только потому, что это единственная дорога, ведущая к двум сёлам, возникшим на её путях.

Тепловоз 1986 года выпуска с одним вагоном приезжает утром на заправку в Липаково из Сезы, последнего посёлка на путях.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

К 10 часам все собираются внутри вагона. Продукты загружены, и поезд отправляется.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

Коробки с продуктами.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

По пути состав останавливается, чтобы разгрузить шпалы. Колея обветшала, и ей постоянно нужна поддержка.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

Состав ходит три раза в неделю, перемещая местных жителей, продукты, фельдшера и почтальона.

На прибытие состава стягивается вся деревня: получить письма, свежие новости или просто купить хлеб — магазин открывается только с прибытием поезда и закрывается в этот же день с последним рейсом состава.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

Лужма – первый населенный пункт, в котором выгружают продукты и пассажиров.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

Ещё одна возможность передвижения – самодельные мотодрезины, или, как их еще называют, пионерки. Они намного опаснее, чем поезд, но зато ни в чем не ограничивают хозяина.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

Вид кабины машиниста.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

Помощник машиниста дядя Саша рассказывает, как однажды они по старой рации поймали мелиораторов из Казахстана и обменялись с ними погодными сводками.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

Липаковская узкоколейная железная дорога (УЖД) остаётся для района связующей нитью, которая помогает в работе не только местному населению, но и жителям близлежащего Онежского района, которые приезжают сюда на лесозаготовки. Речь о расселении последних посёлков идёт уже давно, но активных действий нет: жители быстрее разъезжаются собственными силами. Но пока в сёлах живут люди, поезд продолжает ходить.

Большинство домов в Лужме и Сезе пустуют. Зимой в посёлках остаётся по 20-30 человек.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

Работница путей Наталья в своём доме.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

Машинист состава Павел.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

Состав прибывает на последнюю станцию – Сеза. Деревня оживает подобно предыдущей: все собираются вокруг путей, идут в магазин, а затем люди расходится по домам, пока машинист и его команда идут домой обедать.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

Состав возвращается в Липаково, забрать жителей Сезы и Лужмы, уехавших утром по делам.

Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин
Фото: Макар Терешин

Макар терешин

Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь 🤝 на наш канал!

----

Читайте также:

Больное место

В российских школах введут уроки ЗОЖ

Пионер-антигерой

----

Канал ФОМ(Фонд Общественное Мнение) про политику, социологию, науку, культуру, этнографию, здоровье и многое другое. Если у вас есть интересные темы для публикаций или истории, которыми вы хотели бы поделиться, то напишите нам об этом: hello@fom.ru