Найти тему

Международный маркетинг. Чему мы можем научиться у немцев?

Оглавление

Несколько месяцев тому назад в моей авторской программе на радио мы обсуждали кросс-культурные коммуникации. Я пригласил директора берлинского PR-агентства KaiserCommunication Гунтрама Кайзера и преподавателя РАНХиГС Елену Дугину. Ниже вы найдете полезные советы для тех, кто занимается международным маркетингом.

Гунтрам Кайзер, фотография после эфира программы "Гуров по пятницам"
Гунтрам Кайзер, фотография после эфира программы "Гуров по пятницам"

С чего начать выход на зарубежные рынки?

Гунтрам: Надо понять, будет ли ваш продукт вообще работать на другом рынке. И, конечно же, четко сформулировать стратегию.

Елена: Любая кампания начинается со стратегии. И уже позже мы понимаем, понадобятся ли нам пресс-релизы, SMM и что-то ещё. Для каждой страны мира стратегия продвижения должна быть индивидуальной.

Национальные особенности

Гунтрам: У американцев часто не хватает терпения. Когда работаешь с клиентами из Малайзии, надо хорошо понимать их культуру и менталитет. С русскими надо быть очень гибкими – особенно по срокам (для немецких подрядчиков это может представлять большую проблему).

Елена: Сложнее всего работать с теми странами, с которыми ты работаешь первый раз... Ужасно бесит русская любовь к подвигу, место такому подвигу почему-то находится в любом проекте! Наши зарубежные партнеры очень боятся подвига, особенно в первый раз… Немцы – это огромная школа менеджмента. Любое дело превращается в повторяемое. Наша традиция – планировать любой процесс как уникальный, начинать с нуля.

Елена Дугина, фотография после эфира программы "Гуров по пятницам"
Елена Дугина, фотография после эфира программы "Гуров по пятницам"

PR-этика

В Германии многие PR-фирмы отказываются сотрудничать с компаниями атомной отрасли, отношение к атомной энергетике очень сложное.

Гунтрам такой подход не разделяет: «Адвокат работает на преступника, но сам преступником не является. Мы предоставляем клиенту платформу, но это не означает, что полностью идентифицируемся с тем, чем он занимается».

Елена: Мне гораздо важнее не отрасль, которую представляет клиент, а то что его бизнес даст моему городу, региону. Если человек заинтересован в быстром получении прибыли на территории моей страны и ее выводе, мне это не интересно.

Протесты рядом с АЭС Брокдорф в 2012-м году. Фото "Европа сегодня".
Протесты рядом с АЭС Брокдорф в 2012-м году. Фото "Европа сегодня".

Преподаватели и студенты

Елена: Преподаватель – это отнюдь не сеятель знаний. Это организатор групповой работы и поставщик методологии. Лучшие студенческие группы – смешанные. Группа, состоящая из немца, француза, американца, русского и китайца – классная группа. Моногруппы живут в своей динамике, они часто занимаются чем-то ещё, но не совместной работой.

Подготовка международных коммуникаторов

Елена: Важно пригласить консультанта по конкретной стране. Но ещё лучше, чтобы студент туда съездил. Если человек никогда там не был, он не может стать специалистом. Учить людей утилитарному подходу: коммуникатор всегда должен помнить, зачем он собирается общаться с людьми и какого результата хочет достичь.

Гунтрам: Будущий специалист по коммуникациям должен обязательно проходить стажировки за рубежом, изучать иностранные языки.

Как улучшить имидж России

Елена: Больше думать о том, зачем мы что-то делаем, – наши движения часто хаотичны. Отслеживать обратную связь и работать с ней.

Гунтрам: Отслеживать обратную связь! Слушать других. Понимать и подстраиваться.

Мы с Гунтрамом Кайзером обсуждаем российский и немецкий PR, 2016 год.
Мы с Гунтрамом Кайзером обсуждаем российский и немецкий PR, 2016 год.

Отношения России и Германии

Елена: Мы обречены быть «заклятыми друзьями», между которыми большая разница, но есть стратегическое партнерство и много общих интересов. Мы будем сближаться. Хочется, чтобы это происходило на реальных экономических, цифровых темах, а не на псевдопатриотических интересах отдельных групп.

Гунтрам: Я бы хотел, чтобы они стали лучше, а наши страны оставались друзьями!