От Дискобола до Родины-матери.
Первые из скульптур, пусть и небольшого размера, стали появляться ещё десятки тысяч лет назад в качестве атрибутов для ритуальных обрядов. И если тогда это были маленькие фигурки, выполненные в одной и той же технике, то со временем появились эксперименты с формой, материалом, размерами и вкладываемым в них смыслом. Скульптуры стали превращаться в голоса людей, желавших поделиться своим мировоззрением с человечеством. О 10 самых «громкоговорящих», важных и известных скульптурах в мировой истории – в материале ART FLASH.
«Дискобол»
(V век до н.э., античность)
Скульптура в виде мужчины с диском в руках стала первой скульптурой, изображающей человека в движении. Она олицетворяет собой победителя соревнований по метанию диска. Дискобол был сделан в V веке из бронзы скульптором Мироном, но, к сожалению, был утерян в более позднее время. Те многочисленные статуи дискобола, что мы можем видеть сейчас, всего лишь копии оригинала.
«Лаокоон и его сыновья»
(200 год до н. э., античность)
Скульптурная группа состоит из отца, двух сыновей и нескольких змей, с которыми они борются. Сейчас мы можем видеть только копию, сделанную из мрамора в 50 году до н.э., тогда как оригинал из бронзы, появившийся 150 годами ранее, не сохранился. Статую в своём описании к «Естественной истории» - крупнейшему энциклопедическому сочинению античности - упоминал древнеримский писатель Плиний Старший. Благодаря этому описанию скульптуру при раскопках удалось правильно идентифицировать. В дальнейшем эта композиция вдохновила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения на создание более сложных скульптур с вихреобразным движением человеческого тела.
«Терракотовая армия»
(ок. 210-209 год до н.э., династия Цинь)
Скульптурный ансамбль представляет собой 8100 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей, захороненных с первым императором династии Цинь Цинь Шихуанди (именно он смог объединить Китай и соединить все звенья Великой Китайской стены). Обнаружили захоронение только в 1974 году, а уже через 13 лет его включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Ника Самофракийская»
(ок. 190 год до н.э., греко-римская мифология)
Статуя была создана в честь богини Ники и победы в морской битве. В какой конкретно битве, установить точно тяжёло. Часть учёных склоняется к тому, что это было сражение у острова Кос (последнее сражение Хремонидовой войны между флотами македонян и афинян в период 262 до н.э. - 255 до н.э.), а часть, что это была битва при Аморгосе (часть Ламийской войны между флотами македонян и афинян в период мая-июня 322 года до н.э.). Сама скульптура представляет собой мраморный женский силуэт с распахнутыми крыльями за спиной. Такие важные детали, как руки и голова, у силуэта отсутствуют, но при раскопках рядом со скульптурой удалось найти её правую отломившеюся руку.
«Венера Милосская»
(ок. 130-100 год до н.э, эллинизм)
Статуя была сделана из белого мрамора в честь богини любви Афродиты (второе имя которой Венера). С Венеры Милосской появилась новая техника в скульптуре - придание лицам богов человеческого обличия, что стало основной чертой реализма. Статую нашли на острове Милос в Греции в 1820 году. При раскопках она была ещё с руками, но из-за конфликта между двумя французами и турками, которые не могли поделить реликвию, руки были утрачены.
«Золотой Будда»
(XIII-XV вв., буддизм)
Это самая большая в мире золотая статуя - около 4,8 м в высоту и 5,5 т весом (вместе с основанием). Она изображает Будду - учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары, что для буддистов - высшее достижение. Но это не самая большая статуя Будды. Например, Будда Весеннего Храма, который находится в Китае, достигает в высоту 128 м.
«Давид»
(1501-1504, Возрождение)
Скульптура сделана в виде обнажённого Давида, готовящегося к схватке с Голиафом. Известная работа Микеланджело, созданная из мрамора, олицетворяет собой наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании. Представляет собой одну из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
«Статуя Свободы»
(1876-1886, неоклассицизм)
Эта статуя представляет собой силуэт женщины, которая в правой руке держит факел, а в левой - скрижаль с надписью «4 июля 1776 года», и является символ свободы. Задумывалась как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году, но опоздала на десять лет. С 1984 года скульптура входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Статуя Христа-Искупителя»
(1922-1931, ар-деко)
Настоящий символ Рио-де-Жанейро и Бразилии в целом. В 2007 году её добавили в неофициальный список Новых семи чудес света. В 2012 году ЮНЕСКО включила Христа-Искупителя в список всемирного наследия наравне с кариокским ландшафтом, на территории которого эта скульптура расположена.
«Родина-мать»
(1959-1967, сталинский классицизм)
Женщина с высоко поднятым мечом в руках олицетворяет собой образ Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Она является частью триптиха (трёх произведений искусства, связанных общей идеей) вместе с монументами «Тыл - Фронту» и «Воин-Освободитель» и входит в скульптурный ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Это статуя-рекордсмен: занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая на момент добавления в книгу скульптура-статуя в мире.
Читайте также:
Чудачества моды эпохи Возрождения в пяти портретах
Игра престолов: символика тронов – вымышленных и исторических