Найти в Дзене
ДЕТИ ЖДУТ

Все дети с опытом сиротства имеют психические отклонения. Миф или реальность?

Оглавление

Психическое здоровье (духовное или душевное, иногда — ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Фото: Беках Руссом, unsplash.com
Фото: Беках Руссом, unsplash.com

Дети с опытом сиротства испытывают сложности с осознанием себя, что часто приводит к проблемам психологического характера. Однако, подобные проблемы в той или иной степени испытывает большинство людей на разных этапах своего развития. Более того, если бы психологических проблем не возникало, формирование человеческой личности было бы нарушено. Ведь, как известно, психологический нормативный кризис развития (так называемые, кризисы «трёх лет», «семи лет», «подросткового возраста» и далее) — также характеризуются появлением определённых психологических проблем, без разрешения которых не происходит становления человека.

К сожалению, наряду с этим неуклонно растёт и количество психических расстройств в популяции, но факт заболевания не зависит от того, приёмный ребёнок или нет, это может случиться со многими.

Что же помогает нам успешно решать проблемы психологического характера в детстве и позже по мере их возникновения?

Во-первых, достаточное количество ресурсов для этого: сил, времени и поддержки извне. Кроме того, у ребёнка, растущего в заботливой семье, перед глазами есть пример эффективного разрешения проблемных ситуаций, наблюдая за которым можно многое преодолеть.

Дети-сироты, будучи вынуждены длительно находиться в психотравмирующей ситуации, накапливают груз нерешённых проблем и непереносимых для маленького человека переживаний, которые без помощи и поддержки могут сформироваться в патологические проявления.

Что может сделать взрослый, чтобы помочь ребенку научиться разрешать проблемы:

  1. Помогать в осознании себя и своих эмоций. Обсуждение того, какие переживания возникают у людей, испытывающих трудности, как распознать и как помочь им признать это, не испытывая страха.
  2. Необходимо объяснять, что трудности – это нормально, через них происходит рост и развитие, их не стоит бояться. Не надо стесняться обращаться за помощью, но и самому также пытаться их преодолевать.
  3. Помогать ребёнку или подростку формулировать реальные цели и задачи на каждом этапе работы с проблемами, способы их достижения.
  4. Показывать собственный пример во всём, и главное, в выборе путей принятия решений в сложных ситуациях.
  5. Отмечать и поддерживать малейшие позитивные достижения.
  6. Взрослому важно быть последовательным и честным в отношениях.
  7. Любого человека во время возникновения у него психологических проблем надо поддерживать, помогать ему, создавая принимающую безоценочную среду.

Посмотрите, что об этом думают наши специалисты и приёмные родители:

Другие мифы о приемных детях:
- У приёмных детей всегда плохая наследственность
- Детей с опытом сиротства надо жалеть и относиться к ним снисходительно
- Дети с опытом сиротства неуправляемы
- Приёмные дети нарочно ведут себя плохо и вредят окружающим
- Таким детям не место в нашем обществе

*При подготовке статьи использованы материалы из методического пособия «Рабочие материалы просветительских встреч» проекты «Из семьи в большой мир». Автор пособия Дорофеева Т.В. в соавторстве с Тихомировой Е.И., Вальковой Е.В., Магер Е.В. Материалы впервые опубликованы в нашей группе Вконтакте.