Без авиапутешествий кто-то не может представить свою жизнь, другие до ужаса боятся сесть в кресло самолёта. У тех и у других наверняка накопились вопросы о тонкостях полета.
Зачем пристегивать ремни безопасности при взлете и посадке?
Это самые опасные фазы полета, большая часть чрезвычайных происшествий приходится на них. Пилот в такой ситуации пользуется экстренным торможением, ремни безопасности минимизируют возможные травмы пассажиров. А также позволяют авиакомпании не оплачивать путешественникам моральный ущерб или страховку.
Спасательный жилет бесполезен?
Многие считают, что спасательный жилет бесполезен в случае ЧП, да и посадки на воду случаются редко. Но недооценивать роль жилета не стоит. За всю историю посадок пассажирских авиалайнеров на воду, действительно, было немного — 21. Обошлось без жертв в 7 случаях. Например, лайнер, летящий из Нью-Йорка в Сиэтл через Шарлотт, столкнулся со стаей птиц на высоте 975 метров через 1,5 минуты после взлета. Оба двигателя вышли из строя.
Опытные пилоты развернули самолет и посадили его на воду, после чего пассажиры вышли на обе стороны крыла и вскоре были спасены катерами и паромами. Все 155 человек выжили. В числе других удачных приводнений — посадки Douglas DC-8 и Ту-124. При посадке на воду в 10 случаях, а это почти половина, никто не погиб. Таким образом, спасательный жилет за всю историю помог сохранить более 1 000 жизней.
Почему при взлете возникает ощущение падения?
Всё дело в закрылках, одном из элементов самолета — они симметричны и расположены в задней части крыла. При взлете и посадке закрылки выдвигаются, позволяя лететь на более низкой скорости и не падать. Когда они убираются при взлете, вертикальная скорость самолета меняется. А эффект падения создает наш вестибулярный аппарат, это просто реакция на изменение скорости.
Из-за резкого перепада давления окружающей среды возникают боли в ушах. При взлете давление во внутреннем ухе превышает давление в салоне, при посадке — наоборот. В обоих случаях форма барабанной перепонки меняется, отчего мы испытываем боль.
Иллюминаторы в кабине пилотов можно открыть. Для чего?
Дверь в кабину пилотов бронированная и достаточно тяжелая. В случае аварии ее может заклинить. Чтобы члены экипажа могли выбраться из терпящего бедствие самолета, и придуманы иллюминаторы, которые можно открыть.
Есть ли в небе дороги, по которым летают самолеты? Почему воздушные суда не сталкиваются?
Для самолетов есть специальные маршруты, которые распределяются по высоте. В одну сторону самолеты летят на четной высоте, а на обратном пути — на нечетной. Разница между ними составляет 1 эшелон, или 300 метров.
Reduced Vertical Separated Minima – это особая зона, полеты на ней выполняют по системам GPS либо ADIRS. 8 800 метров - ее начальная высота, 12 500 метров – конечная. Разводит самолеты система Traffic Alert and Collision Avoidance System, давая одному набор высоты, другому — снижение.