То, что известно в обществе о детях-сиротах, базируется на мифах, зачастую противоречащих друг другу. Поэтому мы хотим посвятить несколько материалов рассмотрению этих устойчивых мифов.
#развеиваем мифы
Миф: У приёмных детей всегда плохая наследственность.
Надо помнить, что на формирование личности влияет множество факторов, и наследственность является только одним их них.
На самом деле, у приёмных детей такая же наследственность, как и у нас с вами, но кроме наследственности, очень многое зависит от условий жизни, воспитания и отношений вокруг. Чем они стабильнее и понятнее, тем легче адаптироваться в жизни любому человеку.
Алкоголизм и наркомания — социальные болезни, они не связаны с физиологией. Это способ ухода от действительности, который люди используют как защиту от тревоги, одиночества и боли.
Тем не менее, употребление матерью алкоголя или наркотиков во время беременности могут вызвать нарушения в формировании нервной системы у ребенка. Однако, надо помнить, что похожие проблемы могут вызывать и воздействия других факторов, не вызванных образом жизни родителей.
Что же поможет нам избежать оценочных суждений и развивать принимающую, безопасную для ребёнка позицию?
- Периодически надо обращаться к своей наследственности и вспоминать с уважением и благодарностью своих предков.
Какие качества мы получаем от них по наследству?
Например, это скорость реагирования на события; регулярность, необходимость структуры и чётких условий для выполнения заданий или, напротив, лёгкую приспособляемость к меняющимся условиям; особенности интеллекта и устройства логических связей; внешний вид.
Нельзя забывать о том, что нам всем по наследству достаются таланты, которые можно развивать, и, самое главное, что развитие ребёнка всегда зависит от той среды, в которой он живёт и развивается, – значит, от нас с вами и того, что он видит каждый день у взрослых.
- Часто ребёнок демонстрирует нам наши же яркие черты, которые мы в себе не принимаем, и поэтому нам очень неприятно видеть их. Это провоцирует сложную реакцию взрослых, на которую уходит много сил, и взрослые должны приложить усилия, чтобы принять и понять такое поведение, понять, что именно повторяет ребенок в своем поведении, и закреплять эффективные стратегии и уменьшать разрушительные.
- Необходимо пояснять ребёнку свои слова и просить его разъяснять, что он имеет в виду в разных ситуациях. Таким образом мы будем помогать ему изучать себя и наблюдать за другими.
В ближайшие дни мы рассмотрим другие мифы о приемных детях:
- Детей с опытом сиротства надо жалеть и относиться к ним снисходительно
- Дети с опытом сиротства неуправляемы
- Приёмные дети нарочно ведут себя плохо и вредят окружающим
- Все дети с опытом сиротства имеют психические отклонения
- Таким детям не место в нашем обществе
*При подготовке статьи использованы материалы из методического пособия «Рабочие материалы просветительских встреч» проекты «Из семьи в большой мир». Автор пособия Дорофеева Т.В. в соавторстве с Тихомировой Е.И., Вальковой Е.В., Магер Е.В. Материалы впервые опубликованы в нашей группе Вконтакте