Перед началом фильма авторы предупреждают: «Особо жестокие сцены насилия», а мы, дорогие читатели, предостерегаем вас: осторожно, спойлеры (хоть и незначительные, но они все-таки есть, дабы предоставить вам полную картину о фильме).
В очередной раз великий и ужасный Ларс фон ТРИЕР продемонстрировал темную сторону человека – и свою пугающую суть тоже. Впервые, спустя 7 лет, на Каннском фестивале показали его новый фильм «Дом, который построил Джек». Более 100 человек, включая кинокритиков, покинули показ так и не досмотрев премьеру. Что же их возмутило?
ПРОВОКАЦИЯ РАДИ ПРОВОКАЦИИ
Название картины указывает на вполне безобидный сюжет с приятным концом, но не стоит все воспринимать в буквальном смысле слова. В фильме речь идет о серийном убийце, который орудовал в Америке в середине 70-х годов. За 12 лет блестящей «карьеры» главному герою Джеку встретятся назойливая попутчица, наивная подружка и другие очаровательные в своей глупости жертвы. Пять невероятных, до жути изобретательных и порой до смеха абсурдных убийств, к каждому из которых Джек относится как к произведению искусства.
Хочешь выяснить отношения с публикой? Сними ужасающий фильм с детским названием. И у режиссера это, несомненно, получилось! В современном мире это можно назвать провокацией ради провокации. Вот убитый собственный ребёнок, вот утенок с отрезанной лапкой, кто ещё хочет выйти из зала? Продолжаем и дальше мучить зрителя откровенными сценами насилия. Будто Ларс фон ТРИЕР намеренно снял такой фильм, чтобы под конец сеанса остались только ярые ценители его режиссерской работы. Но так или иначе, переполненный зал, жаждущий посмотреть скандальный фильм, на его половине все-таки уходит. Возможно, по причине жутких эпизодов, а может быть из-за длительности фильма. Этот факт исключать нельзя, ведь действительно, после двух часов показа фильм становится не таким уж и интересным, слишком долгим. Учитывая то, что «Дом, который построил Джек» должен был получиться 8-серийным фильмом, авторы смогли ужать его лишь до 2,5 часа.
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА
По задумке режиссера фильм делится на 5 инцидентов. В копилке убийцы Джека более 60 жертв, которых он складирует в холодильном помещении, но только 5 из них были близки ему, а их смерть произошла намного позже знакомства с главным персонажем. Первую жертву (постаревшая Ума ТУРМАН) Джек встретил по дороге домой и прибил ее домкратом (и именно эту жертву было совсем не жаль, посмотрев эпизод, вы сами в этом убедитесь), ко второй жертве он с помощью своего ума вломился домой, зато со следующей жертвой он успел даже завести семью, а в четвертую и вовсе был влюблен.
«Дом, который построил Джек» переплетается с идеей фильма «Нимфоманка». Тот фильм был про Эрос, этот посвящен Танатосу. В том были порнографические сцены, в этом — сцены крайней жестокости и насилия, так называемое torture porn.
Работа оператора с легкостью воплощает идею ТРИЕРА, чередуя спонтанные кадры с эффектными. В кинокартине есть внутренний сюжет, изложенный в закадровом диалоге Джека с таинственным собеседником по имени Вердж. Благодаря ему в картине появляются лирические и философские отступления, включая анимационные вставки и многочисленные культурные, а также исторические отсылки. Да, в своем кино режиссер делает исторические отсылки к живописи и архитектуре известных гениев, ведь основная мысль всего сюжета: убийство – это настоящее искусство.
На протяжении всего фильма играет написанная Дэвидом БОУИ в 1975 году песня «Fame». Сингл напоминает злой сатирический гимн, спетый на пару с Джоном ЛЕННОНОМ. Как когда-то песни Боуи критиковали, но не оставляли без внимания, так и сейчас Триер получает подобную популярность, только уже в мире кино. Но, безусловно, нельзя оставить без внимания тот факт, что песня Дэвида Боуи идеально гармонирует с жестоким сюжетом Ларса фон Триера, привнося небольшую сатиру.
ГЛАВНЫЕ ФИГУРЫ
Кто как не американский актер Мэтт ДИЛЛОН сыграл бы такую тяжелую роль убийцы-художника. Видимо, его ни капли не смутила история картины, потому что актерская игра была на высшем уровне. Весь фильм он заставляет зрителя оправдывать свои беспощадные убийства, верить его противоречивым эмоциям и внушать мысль о том, что убийства бывают красивыми (не ругайте меня за такие слова).
Авторы сценария используют мучительно долгие диалоги персонажей, в особенности постоянные философские диалоги Джека и Верджа. Кстати, роль дьявола досталась швейцарскому актеру Бруно ГАНЦУ, когда-то сыгравшему ангела в «Небе над Берлином» Вима ВЕНДЕРСА и Гитлера в «Бункере» Оливера ХИРШБИГЕЛЯ. Большой роли этого актера вы здесь не увидите, он появляется лишь в финальной сцене, но следить за его речью и психологическими приемами можно будет от начала истории и до самого конца.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ КОНЕЦ
Финал киноленты немного обосабливается от главной части и называется «Катабасис». Если не знаете значения этого слова, лучше прогуглить его после просмотра фильма, ведь именно он говорит нам о том, как же закончил свою жизнь Джек.
Построил ли Джек свой дом – можно узнать, купив билет на сеанс в одном из кинотеатров нашего города. И только посмотрев суровую картину знаменитого скандального режиссера, станет ясно, какое значение было заложено в название фильма.
ИТОГ: правдоподобная история о серийном убийце, которому хочется верить и который не вызывает жалости в свой адрес. Мощная работа Ларса фон Триера шокирует зрителя своими натуралистическими эпизодами, а критики желают режиссеру подыскать хорошего доктора для его больной души.
Настя Матяшова специально для #РИНХбург
#киноиГород #киноманыРИНХа