Что такое боевая бронированная машина в трех словах: ездит, стреляет, защищена броней. Если отбросить все невозможные к реализации проекты и смотреть только на то, что реально было построено – то в Бронекаретке Шумана было уже почти все, что есть у современного танка, кроме гусениц: броня, поворотная пушечная башня, как никакой движитель в несколько лошадиных сил. Многие решения, примененные в Бронекоретке были заново переоткрыты в начале 20-го века. Сейчас Даже удивительно, как в Германии не смогли соединить бронекаретку с вращающейся башней и пушкой с любым самоходным шасси и сразу получить танк, для начала хотя бы колесный. Итак историю броневых начнем с предка танка по оружейной линии - 5,3 см L/24 Fahrpanzer Gruson.
5,3 см L/24 Fahrpanzer Gruson/Schumann Panzerlafette/Fahrpanzer/Бронекаретка Шумана
Страна: Германская империя
Производитель Maschinen-Fabrik und Schiffsbauwerkstatt H. Gruson Buckau-Magdeburg/Friedrich Krupp AG Grusonwerk
Годы производства 1890-1900
Кол-во построенных Более 300
Боевая масса 2,554 т
Экипаж 1
Вооружение 5,3 cm L/24 (5cm SchnellFeuer K/Gruson 5,3cm- Schnellfeuerkanone L/25)
Бронирование 10-40 мм
Двигатель 3 л.с. (лошадь)
Где посмотреть:
Варшава (Muzeum Polskiej Techniki Wojskowej), Брюссель (Musée Royal de l'Armée), Афины (Военный музей. Πολεμικό Μουσείο), София (Национален военноисторически музей), Копенгаген (Krigsmuseet)
В 80-х годах 19 века в Европе начал быстро меняться подход к долговременной фортификации. Германская армия разработала тактику "быстрой атаки", при которой интенсивное наступление развивалось в промежутках между укрепленными фортами. Для противодействия такой атаке при развитии или строительстве крепостей стали вводить дополнительные опорные узлы и пункты между долговременными сооружения для противодействия "быстрым атакам". Но строить полную оборону по всему фортовому обводу было невозможно с экономической точки зрения, так же как и оснастить её полностью постоянный вооружением. Решение этой проблемы предложили в Пруссии инженер-майор Максимильян Шуман и инженер Герман Грюзон, бывший владельцем крупной машиностроительной фирмы в Магдебурге - Maschinen-Fabrik und Schiffsbauwerkstatt H. Gruson Buckau-Magdeburg. Базовой идеей Шумана была куполообразная броневая башня с орудием, которые в тот момент начали интенсивно внедряться во флоте. В очередной раз после стремительного развития артиллерии вся старая кирпичная фортификация устарел. В 1882 году после оценки результатов стрельбы британской эскадрой по египетским фортам в Александрии в Германии проверили действенность огня новых фугасных снарядов по крепостным сооружениям. Применение брони в полевой и долговременной фортификации стало только вопросом времени. В 1866 году майор Шуман предложил своеобразную конструкцию: башню в виде купола, связанного со станинами орудийного лафета и вращающегося на центральной оси, a не на катках, как у многих других вариантах. Ещё одним новшеством была куполообразная башня. Но сделать такую башню Шуман не смог по техническим возможностям и в 1869 году на немецкий конкурс предложил цилиндрическую башню с куполообразной крышей с катками под барабаном и с центральной осью вращения. Но в конкурсе для берлинских укреплений победила система Грюзона, которая представляла из себя перепроектированный шумановский колпак образца 1966 года но с плоской крышей. Бороться с мощной производственной фирмой майору было бесполезно и для продолжения опытов с броневыми башнями он заключил соглашение со своим конкурентом - металлургической и кораблестроительной фирмой Германа Грюзона (Herman Gruson) в Букау близ Магдебурга - Maschinen-Fabrik und Schiffsbauwerkstatt H. Gruson Buckau-Magdeburg. В 1884 году партнеры получили патент, а в 1885 году попробовали продать свое решение румынам, которые взяли модернизировать укрепления Бухареста. И хотя первые испытания стационарных башенных установок положительного результата не принесли, румыны отказались и от немецкого, и от французского вариантов майору Мужена, авторы получили необходимую информацию для дальнейших работ. Так как на испытаниях присутствовали представители практически всех крупных армий Европы, то за работами Шумана стали внимательно следить. В дальнейшем стационарные крепостные системы Шумана-Грюзона, а после поглощения последнего Круппа-Грюзона устанавливались во многих европейских крепостях.
После неудачного опыта в Бухаресте партнеры решили сконцентрироваться и на своей второй идее - перемещаемых бронебашенных установках. В 1885 году был получен Германский патент на такую башню, хотя защищенная в патенте конструкция еще существенно отличалась от будущей бронекаретки. Купол башни опирался на погон бронированного стакана через ролики, стрелок находился на подвешенном к куполу сиденьи. Колеса установки были закреплены на бронекорпусе.
Фортификационная идея, которую развивал Шуман заключалась в предварительном строительстве многочисленных артиллерийских позиций в промежутках между долговременными фортами, примерно на расстоянии полкилометра между башнями или еще лучше двумя линиями с башнями с пушками через километр. Позиции не занимались расчетами и не оснащались оружием до угрожаемого периода. Сами башни хранились в артиллерийских парках и вывозились и устанавливались только там, где в скором времени ожидался прямой штурм. Так как на каждую башню приходилось только 1-2 члена расчета, это позволяло радикально сократить гарнизон крепости. В конце 19-го века европейские армии то же изменили тактику и возможности организовать полное обложение и долговременную осаду крепости уже не было. Стало возможным оборудовать больше позиций, чем было пушек или других систем обороны и перебрасывать из на угрожаемые участки
В рамках полевых и дерево-земляных укреплений Fahrbare Panzerlafette («Самоходный бронелафет») устанавливались на валах фортов, позднее с развитием использования бетона для установки кареток с бронекуполами создавали бетонные капониры с рельсами в основании, по которым бронекаретки закатывали на позицию. Над бетоном башня выступала на 35-40 см.
Уже в 20-м веке перед и во время Великой войны бетонная фортификация шагнула и на поле боя, достаточно быстро научились делать на полевых позициях бетонные укрепления. Так как для системы Шумана-Грюзона можно было обойтись только бетонным капониром, создание позиции не требовало значительного времени и затрат. Получили свое распространение капониры сразу на две бронекаретки.
Fahrbare Panzerlafette («Самоходный бронелафет») или 5,3 см L/24 Fahrpanzer Gruson или Бронекаретка Шумана (Schumann Panzerlafette/Fahrpanzer), созданная Германом Грузоном (Hermann Gruson) и майором Шуманом представляли собой боевой модуль, из бронированного цилиндра, внутри которого размещался артиллерист, поворотного бронированного купола-башни с размещенной в нем 53-мм скорострельной пушкой. Вход внутрь "боевого модуля" через одностворчатую дверь. Купол изготовлялся штамповкой из 25-мм или 40-мм брони. Поворот башни и наведение на цель осуществлялось вручную. Купол каретки опирался на центральную ось, которая вращалась с опорой на лапы в напольной тумбе. В качестве пушки использовалась казематная пушка Грюзона - 5cm SchnellFeuer K с боевой скорострельностью 25 выстрелов в минуту, которую завод Грюзона производил по лицензии Гочкисса.
Варианты перевозки бронекаретки на боевую позицию могли отличаться, но базовым был вариант перевозки на тележке со деревянными колесами. На боевой позиции оборудовалось место установки с аппарелями, по которым бронекаретка закатывалась на позицию. Наибольшее распространение Каретки Шумана получили в постоянной фортификации в крепостях и пограничных укреплениях. В качестве тягача использовались не только конные упряжки, с началом первой мировой войны их стали заменять автомобили и трактора.
Кроме базовой пушки 5,3-cm-Schnellfeuerkanone Kaliberlänge L/24, существовали заводские варианты с 5,7-cm-Schnellfeuerkanone Kaliberlänge L/25 и с пушками калибром 37-мм. Швейцарцы использовали в горных крепостях пушку 5,3-cm-Kanone 1887 L/24 , австрийцы устанавливали собственные Шкодовские пушки - 6 cm Fahrpanzer Kanone M98 и 6 cm Kasemattkanone M98/M99.
В 1890-е гг. «бронекаретки» ставили на брустверах малых фортов или так называемых «промежуточных укреплений» в приграничных германских крепостях, в основном у границы с Францией — например, в Меце и Тионвиле (в Лотарингии). В 1893 г. установки с 53-мм пушками использовали в новом «фесте» (долговременном укреплении) «Кайзер Вильгельм II» у Мутцига в Эльзасе. Предпочтение в этот период отдавали «бронекареткам» с 53- и 57-мм пушками — 37-мм орудия считались устаревшими и слишком слабыми. В Мутциге сейчас можно увидеть хорошо сохранившиеся бронекаретки и позиции для них.
Бронекаретка выпускалась серийно, сначала на заводе самого Грузона, а после его покупке концерном Круппа в 1892 году, соответственно на Friedrich Krupp AG Grusonwerk. В тот момент концерн Круппа сконцентрировал у себя всё производство артиллерии в Германской империи. Всего за 10 лет было построено более 600 броневых модулей с пушками. «Бронекаретки» Шумана экспортировались в Бельгию, Болгарию, Данию, Румынию, Швейцарию и даже в Южную Америку в Чили.
Для продажи своих башен и пушек всех типов и видов в 1890 году фабрика Грюзона (Grusonwerk AG Buckau из Магдебурга) построила в тюрингских лесах Schiessplatz Tangerhütte, на котором проходили испытания, демонстрация возможностей техники иностранный и прусским военным, а так же обучение военного инженерного состава, не удивительно, что после такой презентации дела у Грюзона шли отлично.
В Румынии установили подвижные башни в Фокшан, Намалозы и Галаца около границы между Молдавией и Валахией. Форты были выполнены в виде «бронебашенных поясов», в первой линии располагались батареи по пять шумановских установок с 53- и 37-мм пушками, такие же установки только единичные прикрывали подступы к крупнокалиберным бронебашням в следующих линиях. В 1892-1893 тридцать «бронекареток» с 57-мм пушками закупила Болгария для усиления старых крепостей в Сливнице, Белоградчике и Видине. В 1913году в ходе войны преддверия Первой мировой - Второй балканской, около Белоградчика сербские части захватили четыре «бронекаретки», которые использовали для обороны в ноябре 1915 года Белграда от австро-венгерских войск.
В экспортном варианте использовалась другая повозка в виде дрог с двуконной запряжкой: в конструкции повозки появилась передняя поворотная ось, над которой располагалось сиденье возницы. Для удобства работы на стоянке повозку снабдили тормозными колодками. В то же время германская армия использовала «бронекаретки» в основном на прежней двуколке.
С 1917 года на Западном фронте германская армия стала включать такие установки в систему противотанковой обороны в качестве выдвинутых впереди пехотных позиций замаскированных орудий. С «пилюльными коробками» британским танкистам и пехотинцам пришлось столкнуться в сражении на Ипре во Фландрии в июле 1917 года. Малые размеры и удобство маскировки «бронекареток», относительно толстая броня и достаточная для пробития брони любого танка того времени пушка делали эти системы опасным противником. Фактически это были закопанные в землю танки.
Несмотря на то, что самой молодой "бронекаретке" далеко за 100 лет, их сохранилось не так и мало, по крайней мере больше, чем многих других бронетанковых объектов Первой мировой войны. В IX Варшавском форте Fort IX („Czerniaków“, „Dąbrowskiego“, „Sadyba“) можно увидеть сразу две бронекаретки 5,3 см L_24 Fahrpanzer Gruson Бронекаретка Шумана Schumann Panzerlafette -Fahrpanzer) :
В отличной коллекции Военного музея в Брюсселе между двумя британскими танками стоит окрашенный в камуфляж бронелафет с 53-мм пушкой.
В музее в греческих Афинах (Πολεμικό Μουσείο) стоят сразу 2- 57-мм бронекаретки, применявшиеся на горных укреплениях во время Первой мировой, и причем обе с транспортными лафетами. Музей расположен в нетуристической части города, и что бы туда попасть нужно специально выделить полдня.
В Болгарии в Военном музее в Софии так же сохранилась 57-мм с лафетом, но здесь она уже показана в состоянии установки на боевой позиции.
В Копенгагене экспонируется модель ранней 53-мм бронекаретки с "тамбуром" в музее Tøjhusmuseet (The Royal Danish Arsenal Museum).
Свое неожиданное развитие «Бронекаретки» Шумана получили через 30 лет после Первой мировой войны в Германской армии для полевой фортификации. Германская промышленность предложила военным несколько вариантов - Пулеметных броневых гнезд - MG-Pancernest, которые можно было оперативно перемещать на угрожаемые участки и быстро устанавливать. Один тягач сразу перемещал несколько "бронегнёзд" и устанавливал их на позицию. Интересно отметить, что "башни" перемещались в перевернутом виде и устанавливались в выкопанный капонир переворотом. И конечно слабые пушки были заменены универсальными MG-34 и MG-42. Сначала новая редакция бронеколпаков использовалась в Италии, в 1943 году стала применяться на русском фронте, в 1944 и на западном.
Отличная идея броневой башни с пушечным вооружением была реализована еще в 1890 году. Был создан неплохой боевой модуль массой 2,5 тонны. В годы первой мировой войны были случаи установки Бронекареток Шумана на шасси автомобилей или в качестве башен бронепоездов. Но это всё было войсковой импровизацией. А ведь кажется оставался только один шаг, что бы сделать башенную пушечную боевую машину на шасси почти любого 3-х-5-ти тонного грузовика, не говоря уже о полноприводных шасси Эрхардта и Даймплера. Но в итоге германская армия как начала Великую войну, так её и закончила без бронетехники, если ей конечно не считать Schumann Panzerlafette.
Эта статья начало большого цикла статей о боевой технике Первой мировой войны. Следующая статья о первой бронированной колесной машине здесь - Fowler B5 Armoured Road Locomotive - Рождение брони.
Источники:
Военная энциклопедия 1911-1915 (взято с http://samlib.ru/t/tonina_o_i/15_we_bashni.shtml)
http://alternathistory.com/bronekaretki-shumana-i-ee-nasledniki/
http://rufort.info/library/yakovlev2/yakovlev2.html
https://sassik.livejournal.com/251469.html
https://blogkazamata.wordpress.com/2018/05/29/schiessplatz-tangerhutte/