Найти тему

300 миллиардов

Один из близких друзей нашего президента, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов очень скромно и непринужденно попросил о докапитализации за счет бюджета объединенной авиастроительной корпорации на какие-то жалкие 300 миллиардов рублей. Для понимания масштабов происходящего, 300 миллиардов - это больше, чем годовой бюджет такого совсем не бедного региона, как Республика Татарстан.

Зачем Чемезову столько денег? Все довольно просто. ОАК реализует один невероятно важный для престижа страны проект. Подчеркну, не для экономики, не для развития технологий, а для престижа. Чтобы было чем щеголять перед мировым сообществом. И имя этому проекту МС-21 – среднемагистральный, пассажирский самолет, аналог Боинг-737 и Эйрбас А320. И тут у стороннего наблюдателя непременно должен возникнуть вопрос, а вообще, почему наше государство, у которого, как известно, денег нет, готово выбрасывать сотни миллиардов рублей на очень сомнительные проекты, которые совершенно точно никогда не окупятся?

Причины находятся на поверхности. Первая – это желание показать, что мы не хуже чем они. Собственно, совершенно уверен, что прозвища России вроде мировой бензоколонки очень сильно бьют по самолюбию нашего руководства. А там, где имеется личная обида и зависть, там не до экономии. Для страны, живущей по понятиям, посягательство на честь первых лиц – очень серьезное дело. И правительство готово тратить любые деньги лишь бы доказать, что и у нас тоже могут производить не только нефть с газом.

Вторая причина –огромное количество рабочих мест, которые напрямую или косвенно задействованы в авиационной промышленности. Сокращение в этой отрасли может очень болезненно повлиять на социальную обстановку на многих предприятиях. В не самой благополучной финансовой ситуации только этого властям и не хватало. Поэтому они предпочтут потушить пожар деньгами.

Рассуждать о том, насколько оправданы эти затраты в условиях рыночной экономики бесполезно. Весь гигантский государственный сектор в нашей стране живет отдельно от рынка, в своей, бюрократическо-коррупционной реальности, где эти сотни миллиардов лихо распиливаются и рассовываются по карманам дружественных поставщиков и подрядчиков. Да, вполне возможно когда-нибудь МС-21 таки выйдет на пассажирские линии, но его будет ждать та же судьба, что и другой авиационный мегапроект Сухой Суперджет, с огромными убытками производителя и многочисленными жалобами на проблемы в эксплуатации.

-2

Авиационная промышленность в России живет в тех же условиях, что и вся экономика страны. Наше технологическое отставание обусловлено глубокими социально-экономическими процессами, связанными с чрезмерной раздутостью государственной отрасли, где каждый руководитель заинтересован только в набивании своего кармана, но никак не в достижении наилучшего результата при наименьших затратах. Дичайшие траты бюджета на заранее провальные проекты обыденная часть нашей жизни. Мы к этому привыкли как к чему-то само собой разумеющемуся, чему уже мало кто возмущается.

К сожалению, нынешнее руководство страны видит бюджет как средство обогащения узкой прослойки близких предпринимателей. И госкорпорации в этом процессе играют ведущую роль. Да, мы сохраняем пускай и отсталую, но свою авиационную промышленность. Вот только стоит ли оно того на самом деле?