За несколько месяцев с этим каналом (а также два года научной работы с музыкальными текстами) я разобрала множество песен (и клипов) с точки зрения филологии. За это время я осознала, что исполнители, как и всё в мире, делятся на два типа: у кого-то превалирует звук, а у кого-то - текст. Исследовать интересно, конечно, и тех и других - по разным причинам.
Работа с текстом - вообще тонкая штука. Особенно в рэпе: если со сложными, полными отсылок текстами всё, в целом, понятно, то разобраться, как получаются простые, ясные и взвешенные стихи (как у Jubilee или Rickey F) - задачка. Тем более что иногда исполнители и сами не разбираются, почему то или иное слово здесь будет уместно: за них работает творческая интуиция.
Вот, например, посмотрим на "Один" Rickey F. Это, конечно, красивый, грустный и психологичный трек, но интересовать сейчас он нас будет с точки зрения лейтмотива текста, то есть чего-то такого, что проходит через всю песню, постоянно повторяясь и подчёркивая её смысл.
Итак, лейтмотив. В этот раз он заявлен в названии: это цифра, число. Цифры - и связанное с ними косвенно местоимение "никого" мы будем встречать на протяжении всего текста:
Так хочется не видеть сейчас никого тут.
Одиночество – как самая вечная мода,
Как лучший синоним свободы.
И снова лежу на холодном полу без особых на это причин,
Я прошу, не звони,
Я молю, не пиши мне,
Я должен сегодня побыть хоть немного один.
Только и всего,
Мне не надо даже на два слова никого,
Ни вторых половин, ни всех за одного,
В четырех стенах я гоню в три шеи сон.
Либо понимаю, что я абсолютный ноль,
И не покорил ни одну из ста вершин,
Либо уверяю, что один на миллион, так или иначе
Мне необходимо быть с собой один на один.
И я поменял уже тысячный сотовый,
Ведь мне не нужна их забота,
Тем более мне не нужны их заботы.
В этот момент не пойми все не так
И в ночной тишине хотя бы раз подумай обо мне...
[Припев]
Но не приходи,
Я должен быть один,
Расставить ориентиры вдоль туманного пути.
Нет, не приходи,
Сегодня я один,
Там меня ждут в криокапсуле осознанные сны...
Сразу почему-то вспоминается мультяшный козлёнок:
Конечно, если говорить серьёзно, то такое обилие цифр появляется здесь не просто так. Чисто технически этот лейтмотив обеспечивает целостность текста: число представлено уже в названии, и, соответственно, должно прослеживаться дальше.
Забавно, кстати, что большая часть этих самых чисел относится к устойчивым фразам. Но тут уж вступает в силу общее правило обыгрывания устойчивых конструкций, характерное для рэпа (да и современной музыки вообще).
А теперь время странных теорий: судя по клипу на "Новую Москву" (и обложке "Fantome-1", которую я прикрепила выше), мир этот альбома слегка... ненастоящий.
Компьютерный.
Цифровой.
Ну, вы поняли :)
На этом сегодня закончим. Ещё забавных исследований можно прочитать тут:
Девятый круг Ада - теперь и у PALC
Это некрасиво и безвкусно: как дима бамберг (в хорошей компании) протестует против цензуры
Монолог из мусорного бака: о чём клип Хаски "Детка-Голливуд"
Твои лайк и подписка помогают каналу развиваться, а комментарии приносят вдохновение на новый контент. Не переключайся!