Найти тему
OC Media

Принятие нашего прошлого — единственный путь, по которому мы можем двигаться вперед

Оглавление

В Азербайджане, как и в Армении, память о жертвах преступлений прошлого часто принимает односторонний характер. Несмотря на попытки искажать и политизировать такие события по националистическим мотивам, для продвижения вперед необходим более сострадательный подход и память о том, что, прежде всего, невинные жертвы всегда священны.

На прошлой неделе Азербайджан оплакивал своих мучеников, павших во время советского насилия, совершенного 29 лет назад в столице страны Баку. На телеканалах транслировались патриотические фильмы (по иронии судьбы, в основном, они были сняты в советское время), радио замолчало, а на фотографиях профилей в социальных сетях появились красные и черные цвета.

Черный Январь — это злодеяние, которое очень часто вспоминают в наше время, но никогда не упоминается участие армян в нем — ни армянские солдаты, ни армянские жертвы. Как Баку превратился из самого космополитического города Южного Кавказа в «город без армян»?

«Фальшивые новости»

Несмотря на то, что, по словам британского журналиста Томаса де Ваала, в его книге «Черный сад», число погибших в результате погромов в Баку насчитывает около 90 человек, это событие редко освещается в азербайджанской историографии. Хотя реакцию на сумгаитский погром можно видеть как в правительственных, так и в неправительственных публикациях, позиция азербайджанцев в отношении событий в Баку довольно неясная и в значительной степени омрачена другими событиями Черного января.

Например, историк и профессор Карим Шукуров назвал принудительное выселение армян из Сумгайыта и Баку необходимым шагом для предотвращения существования «пятой колонны» в будущем. Он предлагает, чтобы мы проанализировали эти события в контексте войны в Нагорном Карабахе, а не рассматривали их как несвязанные массовые убийства.

С другой стороны, Панах Гусейн и Этибар Мамедов, бывшие члены движения «Народный фронт» (организация-предшественник партии Народного фронта Азербайджана), предположили, что погром был заговором, запланированным советским КГБ. По данным Министерства иностранных дел Азербайджана, жертвами армянской войны в 1990 году были те, кто не выполнил требования сепаратистов — то есть, это были «лояльные армяне».

Являются ли все эти утверждения ложью или теориями заговора? Или это факты? Если нет полного раскрытия архивов, не историки никогда не узнают об этом. В эпоху «фальшивых новостей» и «пост-правды» легко манипулировать людьми случайными утверждениями. Люди просто не знают, кому верить.

Какнасчетизм и национализм

Итак, что мешает нам вспомнить невинных жертв? Одним из ответов, безусловно, является какнасчетизм. Люди склонны видеть справедливость в первую очередь на своей стороне; только после того, как пройдут обиды, они смогут подумать и о другой стороне.

Проблема с этой позицией заключается в том, что они хотят быть судьями себя в своем собственном суде. Мне нравится называть это уроборосом комплекса жертвы. В памяти таких людей нет места азербайджанским мирным жителям, убитым в городе Ходжалы, не потому что они используются в политических аргументах сегодняшними политиками.

Один из сторонников Азербайджана в Twitter однажды ответил на мой пост: «Почему я должен помнить жертв Армении, с какой целью? Они помнят наши жертвы?» Справедливо, но кто-то должен начать процесс.

В воспоминаниях есть что-то хорошее — невинные жертвы всегда священны, независимо от того, как они умерли или кто их убил. Все рохинья, уйгуры, езиды, боснийцы, армяне и азербайджанцы отмечают дни памяти, которые теоретически должны помочь им (и нам) задуматься о будущем.

К сожалению, есть и минусы. Сегодня, в эпоху национализма и воровства, эти дни часто помогают реваншистским политикам. Даже дни памяти больше не являются всеобъемлющими.

Вы видите, в чем проблема? Даже если вы честно пытаетесь вспомнить всех жертв трагедии и защитить меньшинство, есть большая вероятность, что вы станете инструментом пропаганды и будете демонизированы обществом.

Путь к миру не без препятствий, и важно, чтобы мы признали самое большое — иррациональный национализм.

Достаточно взглянуть на тысячи турок, которые скандировали «Мы все армяне» после шокирующего убийства армянского турецкого журналиста Гранта Динка в 2007 году. Над этими мужчинами и женщинами издевались националистические турки, их действия   расценивались в качестве «доказательства признания» в Геноциде армян армянами-националистами. Вместо того, чтобы быть политизированными, действия этих турок должны были рассматриваться как свидетельство сострадания.

Когда вы националист, смерть миллионов — это просто статистика, а статистика идет рука об руку с пропагандой. Националисты не испытывают сострадания, как однажды заявил немецкий философ Макс Штирнер, — у них «платный вид эгоизма». К сожалению, всегда будут враги мира, и это то, что мы должны учитывать при попытке добиться перемен.

Читайте на оригинале на сайте

Подпишитесь на новости OC Media

На Телеграм канале и на странице Яндекс Дзен