Найти тему

Если ребенок не говорит в 2-3 года и позже.

Несколько лет назад я сама шерстила интернет по этому запросу. Дополнительно меня интересовали запросы следующего содержания "если ребенок не реагирует на обращенную речь" и "если ребенок постоянно истерит".

И могу сказать со всей ответственностью: сколько бы друзья и знакомые не уверяли меня, что "подумаешь, заговорит", "дети по-разному развиваются", "а у моей подруги до четырех лет молчал, а потом..." и т.д., все равно тревожно. Особенно, когда читаешь в интернете, что в два года ребенок "должен иметь активный словарный запас 200-300 слов и строить хотя бы простые фразы", становится не по себе. Знаю, что очень многие родители не воспринимают эту ситуацию, как проблемную, и, возможно, они правы. Этот пост я пишу не для них, а для таких же нервных, как я сама.


Скажу сразу, я не буду здесь рассказывать о развитии своего ребенка, поскольку суеверна. Однако, за последнее время мне удалось собрать много полезной информации и наблюдений, которыми хочется поделиться с теми, для кого этот вопрос важен.

Итак. Если ребенок в два года не говорит.
Во-первых, что значит "не говорит"? Кто-то  "не говорит фразами", а кто-то "вообще молчит". И это сильно разные вещи. По наблюдениям многих специалистов и просто обычных людей за последние годы возрастная норма по речи у детей почему-то сдвинулась. Если раньше действительно большинство детей в два года имели "активный словарный запас 200-300 слов", то сейчас на детских площадках очень часто доводится видеть двухлетних детей, которые говорят всего несколько слов и звукоподражаний. Даже врачи уже перестали особенно наседать на родителей по этому поводу. В итоге родители пытаются сами понять, когда же пора начинать беспоклиться? Из разговоров с докторами я сделала для себя такие выводы:

Чтобы родители имели основания не слишком напрягаться и спокойно ждать, в два года неговорящий ребенок должен:

1. Хорошо понимать обращенную речь и хотя бы время от времени, с поправкой на вредность характера, выполнять просьбы, в том числе, составные, типа "подними книжку и положи на стол".

2. Говорить хотя бы слоги, а не только мычать и молчать. Лучше, конечно, пару слов или звукоподражаний.

3. Пользоваться указательным жестом (показывать пальчиком на то, что его интересует).

Если хоть один из этих пунктов у ребенка отсутствует, то, имхо, к врачу надо обязательно и быстро. Причем, не к любому педиатру в поликлинике, а к самому лучшему неврологу, которого сможете найти. Для того, чтобы исключить тяжелый неврологический диагноз.

Если ребенок в 3 года не произносит хотя бы простые словосочетания, к врачу надо бежать бегом. Это мое неквалифицированное мнение.

Если даже ситуация не столь критична, то, по-моему, сходить к хорошему врачу все равно стоит. Просто потому, что задержки в развитии (даже те, которые со временем проходят сами) часто связаны с определенными проблемами здоровья. И пусть даже эти проблемы не ужасны, все равно лучше бы их пролечить и убрать.

Перечень тех проблем здоровья, которые могут быть причиной задержки речи (по словам нашего невролога):

1. Нестабильность шейных позвонков может повлечь нарушения в кровоснабжении мозга. Чтобы это выявить, нужно сделать УЗИ шейного отдела позвоночника.

2. Нарушения слуха. Даже если ребенок вас слышит и выполняет просьбы, он все равно может не слышать некоторые звуки, из-за чего тормозится развитие речи. Чтобы это проверить, надо сходить к сурдологу, и, возможно, сделать аппаратную проверку слуха.

3. Нарушения в работе щитовидки. Чтобы проверить щитовидку нужно сходить на консультацию к эндокринологу и сдать кровь на гормоны (забыла, какие именно).

4. Недостаток витаминов и микроэлементов. Он может быть обусловлен как просто недостаточно разнообразным питанием, так и проблемами ЖКТ, из-за которых полезные вещества плохо усваиваются. Для компенсации недостатка витаминов нам назначали Омега 3, магний, витамины группы В. Кроме того, нужно проверить, хватает ли кальция, и, если не хватает, врач должен назначить дополнительно витамин Д и (возможно) кальций.

5. Вирусы простого герпеса(1,6 тип), цитомегаловигус (ЦМВ), вирус Эпштейна-Барра (ВЭБ). Сдать мочу на ПЦР.

6. Кроме того, при задержках развития врачи рекомендуют сделать ЭЭГ (электроэнцифалограмму). Она, насколько я поняла, позволяет выявить некоторые нарушения в работе мозга (не любые) и обнаружить скрытую эпи-активность, которая является противопоказанием для применения разнообразных медикаментозных и аппаратных стимуляторов развития.

7. Еще назначают НСГ (нейросонографию сосудов мозга). Она, видимо, позволяет определить, есть ли проблемы с кровоснабжением. Есть и другие методики обследования мозга, применяемые в специализированных реабилитационных центрах, но они более редкие, экзотичные, и я не буду о них писать, поскольку мало, что знаю.

Все эти обследования требуют уйму времени (да и денег). Если ребенок не говорит в 2 года, не имеет вышеперечисленных признаков серьезной проблемы, и вы верите, что все пройдет само, может, и браться не стоит, чтобы не мучить ребенка и себя изобильной медициной. Однако если ребенок так и не заговорил в 3-4 года, то обследоваться и лечиться все равно придется, а время будет потеряно, поэтому, мое личное ИМХО состоит в том, что, по крайней мере, обследования, лучше начать раньше

Методы лечения и стимуляции (известные мне, как маме, а не врачу)

Самое очевидное:

1. Ноотропные препараты:

  • пантогам - самый безобидный, но и самый слабый;
  • кортексин (уколы),
  • церебролизин (уколы)
  • другие, их довольно много, но я не врач и всех не знаю.

Это самый доступный метод лечения, поскольку лекарства любой родитель может просто купить в аптеке. Особенность такого лечения состоит в том, что сильные ноотропы опасно давать ребенку, если у него есть скрытая эпи-активность (ноотропы, по словам нашего невролога, могут спровоцировать эпилепсию при наличии предрасположенности). Поэтому перед назначением ноотропов, по идее, нужно делать ЭЭГ (электроэнцифалограмму), чтобы исключить предрасположенность к эпилепсии. Врачи в поликлиниках часто этим пренебрегают, т.к. в поликлиниках аппаратов ЭЭГ просто нет, нужно направлять в больницу, а там большая очередь.

Пантогам можно назначать без ЭЭГ. Во всяком случае, наша осторожная невролог нам назначала.

Еще про ноотропы нужно знать, что они могут подойти или не подойти. Может, например, помочь слабый пантогам и при этом не помочь более сильный церебролизин.

2. Витамины и БАДы, улучшающие мозговое кровообращение и стабилизирующие нервную систему (нам назначали омега 3, магний, витамины группы B, гинго-билобо, фолиевую кислоту и что-то еще). Причем все это лучше пить, как я поняла, не в виде витаминных комплексов, а в виде отдельных витаминок в индивидуальной дозе. Тогда лучше помогает.

Еще есть такой препарат, называется Эфалекс (Германия) и Эфамол (Англия). Нам его назначали, но мы не пили, т.к. очень трудно достать. Это просто витамины омега 3-6-9 в правильном соотношении, но, судя по отзывам, они дают очень хорошие результаты, иногда даже лучше ноотропов. В аптеках нет, надо заказывать за границей.

3. Правка шейных позвонков для восстановления мозгового кровообращения (делают остеопаты и вертебрологи). Мы ходили к остеопату. Нам помогло, но я точно не могу сказать, что помогло именно это, т.к. в этот период мы делали и другие процедуры. Но по-моему, все-таки помогло это.

После первого сеанса мы ехали домой в машине и было ощущение, что ребенок проснулся от сна: он бесконечно крутил головой, везде тыкал пальцем и все время что-то чирикал, я его таким раньше не видела. Потом мы несколько раз ходили к тому же остеопату, но заметных изменений больше не было, он тогда не заговорил. Потом пошли к другому остеопату, и тогда пошел заметный сдвиг по речи. Может, просто время, наконец, подошло. Никогда ведь не знаешь, что было бы, если бы не делал того, что сделал.

Еще могу добавить, что к остеопату лично мне было идти очень страшно, я все время боялась, что врач ошибется и навредит. Но, в отличие от мануальных терапевтов, остеопаты работают мягче и осторожнее, ничего не хрустит и не щелкает. Поэтому сеансов требуется больше, зато безопаснее. Знаю случаи, когда остеопаты не помогли, но случаев, чтобы искалечили лично я не знаю.

Мы живем в Челябинске, поэтому про челябинских остеопатов могу рассказать конкретенее (кому нужно, пишите на WhatsApp 8-908-080-00-35)

Виды аппаратной и прочей специализированной терапии, которые я знаю

Я пишу о них не для того, чтобы вы побежали делать, а просто чтобы знали, какие методы существуют. Далеко не все неврологи в поликлиниках их назначают и вообще о них что-то знают, т.к. большинства нужных аппаратов в поликлиниках нет. И даже платные неврологи знают не всегда. По моим наблюдениям, собранным в результате общения с другими мамами, все эти методы помогают не в 100% случаев. Надо пробовать и искать свое.

1. Транскраниальная магнитная стимуляция (не путать с обычным магнитом, который есть в поликлиниках). Это на голову надевают специальную шапочку с двумя штуками на висках и между ними создается магнитное поле. Типа того. Эта методика существует давно, в системе ОМС есть в некоторых специализированных больницах, в обычных поликлиниках этого нет.

Мы делали одновременно с лазеротерапией. Ребенок тогда стал уравновешеннее и послушнее, начал лучше реагировать на речь, но не заговорил.

2. Лазеротерапия. Ее нужно делать правильно, т.е. надо воздействовать лазером на специальные точки, поэтому делать это желательно не где попало, а там, где работают именно с проблемами развития детей.

3. Чрезкожная микротоковая рефлексотерапия. Сильный метод стимуляции, от него бывают побочки в виде повышенной возбудимости и даже обострения эпилепсии. Поэтому назначают это только после ЭЭГ и если нет судорог. Но, насколько я знаю, это один из флагманских методов лечения задержек в развитии. Нам назначали, но мы не делали: заговорили и без этого.

В поликлиниках нет. Есть в специализированных государственных и частных медицинских центрах.

4. Микрополяризация. Тоже довольно известный метод, активно применяемый в институте мозга им. Бехтеревой. Ничего толком про него не знаю, нам не назначали.

В поликлиниках нет. Есть в специализированных государственных и частных медицинских центрах.

5. Биоаккустическая коррекция (музыка мозга). Насколько я знаю. метод разработан в Питере в институте Бехтеревой (могу ошибаться). Заключается в том, что снимают ЭЭГ, электрический сигнал собственного мозга переводят в звуковой и ребенок слушает этот звуковой ряд (довольно приятный). Как-то так. Один из относительно безопасных методов коррекции, его можно даже эпилептикам.

Нам делали. Несмотря на заявленную безопасность метода, были побочки в виде возбудимости, но и улучшения по речи тоже были, хоть и не очень значительные.

В поликлиниках нет. Есть в специализированных государственных и частных медицинских центрах.

6. Томатис. Известный метод стимуляции. Человек слушает специальную музыку и умнеет. Иногда на эту процедуру ходят здоровые взрослые для прочистки мозгов и стимуляции творческих возможностей. Этот метод тоже считается довольно безопасным, т.к. нет электрического воздействия на нервную систему.

В поликлиниках нет. Есть в специализированных государственных и частных медицинских центрах.

7. Фамакопунктура. Это введение стимулирующих лекарств с помощью уколов по биологически активным точкам. Мы не делали. Но от одной мамы слышала очень хороший отзыв: ребенок, который не говорил вообще до 4,5 лет, заговорил. Появились слова и словосочетания.

Общеоздоровительные методы. Дорого, не всегда эффективно, но польза в любом случае есть.

1. Массаж, ЛФК. бассейн. Все это для стабилизации нервной системы и правильного развития детей в любом случае полезно.

2. Логопед. Если ребенок не говорит, то ему не поможет логопед из поликлиники, который умеет ставить звуки, работая со взрослыми слушающимися детьми лет 5-6.

Неговорящему маленькому ребенку нужен логопед-психолог-дефектолог, который умеет вызывать речь с помощью специальных методик. Такие специалисты есть в специализированных реабилитационных центрах.

Мы ходили к такой на самой заре своих мытарств. Меня тогда поразило, как ей удается удерживать внимание маленького проблемного ребенка и вовлекать его в полезные занятия. На этих занятиях он начал произносить новые звукоподражания.

Специалист обязательно должен иметь вдохновение и должен нравиться ребенку. Кстати, замечу, что у нашего психолога вдохновение было не всегда и периодически она откровенно халтурила, но я готова была ей это простить, поскольку, когда она не халтурила, были реальные результаты.

3. Логопедический зондовый массаж. Специальными железными палочками массируют язычок. Вроде простая известная методика, но в поликлиниках этого тоже обычно нет. Во всяком случае, в нашей нет.

4. Телесноориентированная психотерапия по Максимовой. Очень интересная методика, которая, судя по отзывам, иногда дает очень хорошие результаты. Направлена на то, чтобы ребенок учился лучше чувствовать свое тело и воспринимать не только сильные, но и слабые нервные сигналы. Прекрасна своей безопасностью.

5. Безглютеновая и безкозеиновая диета (нельзя мучное, молочное, сахар, можно мед, орехи, бананы, финики и прочие фрукты, нельзя некоторые виды круп). Такой режим питания довольно трудно наладить, особенно если ребенок ходит в садик, но хотя бы снизить потребление глютена и козеина можно. Говорят, помогает даже аутистам. Мы не пробовали.

5. Разнообразные полезные занятия: изотерапия, сказкотератия, песочная терапия, иппотерапия, дельфинотерапия и т.д. Это и здоровым детям хорошо.

Реабилитационные центры:

1) Насколько мне известно, самый заслуженный этой области медицинский центр в нашей стране - это Самарский реацентр. Мы сами так далеко не забирались, но я слышала о нем очень много хороших отзывов. Есть, конечно, и другие, в частности крупные центры в Питере и в Москве.

2) В других крупных городах, таких как Челябинск, есть частные центры с хорошим оборудованием и набором специалистов. Я не буду их тут называть, чтобы не забанили за рекламу. Если нужно, задайте вопрос в ВотсАпп 8-908-080-00-35.

3) Еще отмечу, что в Челябинске есть бесплатный муниципальный центр ранней помощи для детей до года "Вдохновение". Мы туда не попали, т.к. узнали о нем в более позднем возрасте, но у моей знакомой племянницу там буквально на ноги поставили. Была родовая травма и сильная задержка развития, сейчас ей 5 лет - абсолютно нормальный ребенок.

И еще один маленький, но важный совет.

Если ребенок не имеет явных патологий, но плохо развивается, обратите внимание на собственное моральное состояние и климат в семье. Иногда, чтобы ребенок стабилизировался и скорректировался, нужно самой маме позаботиться о себе.

Желаю всем здоровья и счастья.

Впервые эта статья опубликована в моем блоге в жж.