Найти тему
Доктор П.

Как выбрать детский сад.

Выбор дошкольного учреждения для любимого крохи - один из первых необходимых и ответственных шагов в жизни каждой семьи, в которой появился ребёнок. Как сделать свой выбор правильно, чтобы малыш бежал в садик с радостью, а вы шли по своим делам спокойно и с уверенностью, что с малышом всё будет в порядке?

В своей жизни я столкнулась с ситуацией довольно поспешного выбора детского сада для своего ребёнка. Мы с семьёй переехали в незнакомый нам город, работа не давала возможности долго осваиваться и разбираться, надо было срочно искать дошкольное учреждение. Надо сказать, что ребёнок на тот момент посещал старшую группу. Наш первый детский сад был выбран по многочисленным рекомендациям знакомых, специалистов и неизвестных людей с "мамских" форумов, считался одним из лучших, но... радости не приносил. Ни нам, ни ребёнку. Были и конфликты с персоналом, и грубейшие нарушения всего и вся, и даже одна тяжёлая травма у малыша на прогулке. В общем, думать о выборе садика было страшно.

Однако, время поджимало, знакомых не было, доверие форумам иссякло, мы просто встали на очередь и пошли туда, куда нас направил отдел образования. Помню, как при оформлении медкарты медсестра поморщилась и назвала этот сад "ну совсем простеньким". Однако об этом "простеньком" садике и у нас, и у ребенка самые тёплые воспоминания.

Поэтому хочется сразу сказать, что НЕ НУЖНО обращать внимание на "понты". Извините, что я вставила здесь это слово. Но когда выбор садика осуществляется по принципу "дорого-богато", по наличию "евроремонта", плазменной панели в группе и модной посуды в столовой - всё, чего точно следует ожидать в таком учреждении, это постоянных "родительских взносов" на это "богатство". Поверьте, бюджет не финансирует закупку плазменных панелей, переговорных устройств и интерактивных электронных игрушек.

Осмотр дошкольного учреждения начинаем с улицы - с зоны для прогулок.

Чем занят воспитатель во время прогулки? Это важно.
Чем занят воспитатель во время прогулки? Это важно.

Обратите внимание на обустройство детских площадок. Все горки-лазалки-качалки должны находиться в технически исправном состоянии. Если качели сломаны, то какой-нибудь ребёнок всё равно когда-нибудь на них влезет, это только вопрос времени. Наличие сломанного оборудования говорит о том, что о безопасности воспитанников здесь не особо заботятся. А вот разнообразие этого оборудования и свежесть краски на нём - вопрос неважный и второстепенный: у хорошего воспитателя дети на прогулке не скучают даже при отсутствии горок и качалок.

Осмотрите дорожки и поверхность площадок. Понятно, что ровный асфальт у нас встречается редко, но травмоопасных ям не должно быть.

Очень желательно, чтобы часть площадки находилась в тени деревьев - это позволит деткам безопасно гулять в тёплые солнечные дни.

Дождитесь выхода детей на прогулку. Понаблюдайте, как ведут себя во время прогулки воспитатели. Если педагоги скучковались где-то в уголке на нейтральной территории или залипли в телефоны, а детишки предоставлены сами себе - проходите мимо этого учреждения и не оглядывайтесь. Воспитатель не обязан непрерывно занимать и развлекать детей на прогулке, но наблюдать он должен за ними, а не за окружающей природой или жизнью приятелей вконтакте.

Подойдите к забору, окликните любого ребёнка (а потом второго и третьего) и задайте малышу самый простой вопрос: "Тебе нравится в этом садике?" Да!!! Об этом надо спрашивать в первую очередь детей, а не родителей, потому что посещать сад предстоит не вам, а вашему чаду! В случае хорошего контакта с чужим ребёнком можно задать и дополнительные вопросы: "А кормят вкусно?", "А воспитатели на вас не кричат?", "А занятия у вас интересные?" Уже лет в пять ребёнок в состоянии ответить на все эти вопросы.

Кстати, нормальный воспитатель непременно заинтересуется, с кем это там дети ведут беседу, и непременно подойдёт для уточнения целей вашего общения с чужими детьми. Может даже и запретить контакт - это тоже будет правильно. Не нервничайте, спокойно объясните цель контакта. Вот если педагогу вообще нет дела до того, с кем болтают малыши у забора, это должно стать для вас поводом насторожиться.

Далее приступаем к осмотру групповых помещений. Скорее всего, вам разрешат посмотреть только через закрытую стеклянную дверь, но этого будет вполне достаточно.

Посмотрите на мебель, игрушки, а так же чем заняты дети и воспитатель.
Посмотрите на мебель, игрушки, а так же чем заняты дети и воспитатель.

В первую очередь взгляните на мебель. Она должна быть, естественно, технически исправной. Не должно быть стеклянных и зеркальных элементов там, где их могут достать дети (по санитарным требованиям это 120см от пола). Не должно быть нагромождений предметов мебели друг на друге.

Посмотрите на столики и стульчики. Они должны соответствовать возрастной группе по высоте. Это видно, когда дети находятся рядом с мебелью или пользуются ею.

Игрушки - это тоже важно. Во-первых, они не должны быть сломанными; во-вторых, их должно быть достаточно; в-третьих, они должны быть разными. Игрушки должны быть пластиковыми и резиновыми - мягкие игрушки в детских дошкольных учреждениях не разрешены. Однако, их наличие - не страшное нарушение. Так же вы должны увидеть книги и настольные игры.

Оценить реальную остановку в группе вы можете только в том случае, если воспитатель не знает о вашем присутствии - то есть, вы молча подошли к стеклянной двери в группу и молча наблюдаете. Не держите иллюзий, что воспитатель категорически не должен повышать голос на детей. Воспитатели живые люди, а детей много и они разные. Хоть иногда кричат все. Но тут надо понять - педагог прикрикнула на расшалившуюся малышню, или же она с помощью крика объясняет, что и как надо делать на занятии. Полагаю, разница очевидна. Поставить проказника в угол - не трагедия, а вот шлёпать чужих детей воспитатель не должен категорически.

Будет очень неплохо, если вы увидите кормление детей.

По малышам всегда видно, нравится ли им пища.
По малышам всегда видно, нравится ли им пища.

Нет смысла обращать внимание на единообразие посуды и наличие выщерблинок на чашках и тарелках. Поверьте, посуда в садике живёт недолго и несчастливо))) Важно другое. Помыли ли дети руки перед едой? Ставит ли им няня готовые тарелки с пищей на столики, или же они сами шлёпают через пол-группы с тарелкой горячего борща? С удовольствием ли едят дети садиковую пищу?

Конечно, вкусы у всех разные, дети бывают капризные, некоторые вообще не едят вне дома - поэтому на единичных капризуль нет смысла обращать внимание. А вот если почти вся группа, кроме одного худенького плохо одетого мальчика, уныло ковыряется в тарелках и не спешит поглощать их содержимое, это уже повод задуматься о вкусовых качествах пищи.

Детсадовские порции небольшие. Однако вам следует знать, что в порцию никогда не может входить пол-котлеты, а в маленькую детскую чашечку не должно быть налито сока менее половины. Если видите такое - можете не сомневаться, остальные котлетки и сок поделили няня с воспитателем.

На этом осмотр садика можно закончить. Основные выводы вы уже сделали.

Самое важное - не считайте других объективнее себя! Куча отзывов в интернете не должна играть решающую роль в выборе учреждения, которое будет посещать ваш ребёнок.