Выбор дошкольного учреждения для любимого крохи - один из первых необходимых и ответственных шагов в жизни каждой семьи, в которой появился ребёнок. Как сделать свой выбор правильно, чтобы малыш бежал в садик с радостью, а вы шли по своим делам спокойно и с уверенностью, что с малышом всё будет в порядке?
В своей жизни я столкнулась с ситуацией довольно поспешного выбора детского сада для своего ребёнка. Мы с семьёй переехали в незнакомый нам город, работа не давала возможности долго осваиваться и разбираться, надо было срочно искать дошкольное учреждение. Надо сказать, что ребёнок на тот момент посещал старшую группу. Наш первый детский сад был выбран по многочисленным рекомендациям знакомых, специалистов и неизвестных людей с "мамских" форумов, считался одним из лучших, но... радости не приносил. Ни нам, ни ребёнку. Были и конфликты с персоналом, и грубейшие нарушения всего и вся, и даже одна тяжёлая травма у малыша на прогулке. В общем, думать о выборе садика было страшно.
Однако, время поджимало, знакомых не было, доверие форумам иссякло, мы просто встали на очередь и пошли туда, куда нас направил отдел образования. Помню, как при оформлении медкарты медсестра поморщилась и назвала этот сад "ну совсем простеньким". Однако об этом "простеньком" садике и у нас, и у ребенка самые тёплые воспоминания.
Поэтому хочется сразу сказать, что НЕ НУЖНО обращать внимание на "понты". Извините, что я вставила здесь это слово. Но когда выбор садика осуществляется по принципу "дорого-богато", по наличию "евроремонта", плазменной панели в группе и модной посуды в столовой - всё, чего точно следует ожидать в таком учреждении, это постоянных "родительских взносов" на это "богатство". Поверьте, бюджет не финансирует закупку плазменных панелей, переговорных устройств и интерактивных электронных игрушек.
Осмотр дошкольного учреждения начинаем с улицы - с зоны для прогулок.
Обратите внимание на обустройство детских площадок. Все горки-лазалки-качалки должны находиться в технически исправном состоянии. Если качели сломаны, то какой-нибудь ребёнок всё равно когда-нибудь на них влезет, это только вопрос времени. Наличие сломанного оборудования говорит о том, что о безопасности воспитанников здесь не особо заботятся. А вот разнообразие этого оборудования и свежесть краски на нём - вопрос неважный и второстепенный: у хорошего воспитателя дети на прогулке не скучают даже при отсутствии горок и качалок.
Осмотрите дорожки и поверхность площадок. Понятно, что ровный асфальт у нас встречается редко, но травмоопасных ям не должно быть.
Очень желательно, чтобы часть площадки находилась в тени деревьев - это позволит деткам безопасно гулять в тёплые солнечные дни.
Дождитесь выхода детей на прогулку. Понаблюдайте, как ведут себя во время прогулки воспитатели. Если педагоги скучковались где-то в уголке на нейтральной территории или залипли в телефоны, а детишки предоставлены сами себе - проходите мимо этого учреждения и не оглядывайтесь. Воспитатель не обязан непрерывно занимать и развлекать детей на прогулке, но наблюдать он должен за ними, а не за окружающей природой или жизнью приятелей вконтакте.
Подойдите к забору, окликните любого ребёнка (а потом второго и третьего) и задайте малышу самый простой вопрос: "Тебе нравится в этом садике?" Да!!! Об этом надо спрашивать в первую очередь детей, а не родителей, потому что посещать сад предстоит не вам, а вашему чаду! В случае хорошего контакта с чужим ребёнком можно задать и дополнительные вопросы: "А кормят вкусно?", "А воспитатели на вас не кричат?", "А занятия у вас интересные?" Уже лет в пять ребёнок в состоянии ответить на все эти вопросы.
Кстати, нормальный воспитатель непременно заинтересуется, с кем это там дети ведут беседу, и непременно подойдёт для уточнения целей вашего общения с чужими детьми. Может даже и запретить контакт - это тоже будет правильно. Не нервничайте, спокойно объясните цель контакта. Вот если педагогу вообще нет дела до того, с кем болтают малыши у забора, это должно стать для вас поводом насторожиться.
Далее приступаем к осмотру групповых помещений. Скорее всего, вам разрешат посмотреть только через закрытую стеклянную дверь, но этого будет вполне достаточно.
В первую очередь взгляните на мебель. Она должна быть, естественно, технически исправной. Не должно быть стеклянных и зеркальных элементов там, где их могут достать дети (по санитарным требованиям это 120см от пола). Не должно быть нагромождений предметов мебели друг на друге.
Посмотрите на столики и стульчики. Они должны соответствовать возрастной группе по высоте. Это видно, когда дети находятся рядом с мебелью или пользуются ею.
Игрушки - это тоже важно. Во-первых, они не должны быть сломанными; во-вторых, их должно быть достаточно; в-третьих, они должны быть разными. Игрушки должны быть пластиковыми и резиновыми - мягкие игрушки в детских дошкольных учреждениях не разрешены. Однако, их наличие - не страшное нарушение. Так же вы должны увидеть книги и настольные игры.
Оценить реальную остановку в группе вы можете только в том случае, если воспитатель не знает о вашем присутствии - то есть, вы молча подошли к стеклянной двери в группу и молча наблюдаете. Не держите иллюзий, что воспитатель категорически не должен повышать голос на детей. Воспитатели живые люди, а детей много и они разные. Хоть иногда кричат все. Но тут надо понять - педагог прикрикнула на расшалившуюся малышню, или же она с помощью крика объясняет, что и как надо делать на занятии. Полагаю, разница очевидна. Поставить проказника в угол - не трагедия, а вот шлёпать чужих детей воспитатель не должен категорически.
Будет очень неплохо, если вы увидите кормление детей.
Нет смысла обращать внимание на единообразие посуды и наличие выщерблинок на чашках и тарелках. Поверьте, посуда в садике живёт недолго и несчастливо))) Важно другое. Помыли ли дети руки перед едой? Ставит ли им няня готовые тарелки с пищей на столики, или же они сами шлёпают через пол-группы с тарелкой горячего борща? С удовольствием ли едят дети садиковую пищу?
Конечно, вкусы у всех разные, дети бывают капризные, некоторые вообще не едят вне дома - поэтому на единичных капризуль нет смысла обращать внимание. А вот если почти вся группа, кроме одного худенького плохо одетого мальчика, уныло ковыряется в тарелках и не спешит поглощать их содержимое, это уже повод задуматься о вкусовых качествах пищи.
Детсадовские порции небольшие. Однако вам следует знать, что в порцию никогда не может входить пол-котлеты, а в маленькую детскую чашечку не должно быть налито сока менее половины. Если видите такое - можете не сомневаться, остальные котлетки и сок поделили няня с воспитателем.
На этом осмотр садика можно закончить. Основные выводы вы уже сделали.
Самое важное - не считайте других объективнее себя! Куча отзывов в интернете не должна играть решающую роль в выборе учреждения, которое будет посещать ваш ребёнок.