Переход из начальной школы в основную (среднюю) не для всех учеников проходит незаметно и безболезненно. На что в поведении детей обратить внимание учителю и как поддержать ребенка в этот сложный для него период, на страницах европейского образовательного портала SchoolEducationGateway рассказала доктор Карен Д. Кенингс, доцент кафедры развития образования и исследований факультета здравоохранения, медицины и естественных наук Маастрихтского университета (Нидерланды).
Причины стресса и демотивации
«Знаешь что? – сказала Пеппи. – Было ужасно весело прийти в школу, чтобы узнать, на что это похоже, но я не собираюсь больше сюда возвращаться... У меня от школы головокружение». По мнению Карен Д. Кенингс, этот фрагмент из книги А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» наглядно демонстрирует, что может произойти с ребенком, если его представления о школе не совпадают с реальностью.
В дошкольные и школьные годы дети и подростки несколько раз переходят со ступени на ступень: дошкольное – начальное – среднее – высшее образование. Эти перемены могут переживаться учениками как в позитивном ключе, стимулируя интерес к учебе, так и в негативном, становясь угрозой для развития учащегося, вызывая у него отстраненность и даже желание бросить учебу.
Каждый ученик имеет свои индивидуальные ожидания относительно новой школы. Они становятся своеобразной призмой, через которую ребенок рассматривает ситуацию. Замечено, что дети с ярко выраженной мотивацией к обучению склонны с оптимизмом относиться к переходам, воспринимая их с азартом и интересом. Дети, которые имеют мотивационные проблемы, склонные испытывать страх возможных неудач, напротив, относятся к ним пессимистично, успех их обучения оказывается под угрозой.
Особого внимания требуют ученики, склонные тяжело переживать проблемы. У таких детей на этапе перехода может полностью пропасть интерес к учебе и возникнуть желание бросить школу
Роль учителя в переходный для школьника период
Эффективная поддержка школьников на этапах смены ступеней обучения строится на выявлении учеников группы риска и поддержании у них интереса к учебе. Предоставление таким детям большей свободы действий приводит к тому, что они более активно включаются в образовательный процесс, сотрудничают с педагогами и одноклассниками.
Не меньшее значение имеет управление ожиданиями детей. Чтобы предотвратить возможное разочарование, ученикам необходимо составить реалистичное представление о том, как устроено обучение в новой школе или на новой ступени. Ведь в случае крушения надежд успех обучения оказывается под угрозой.
Задача учителя – достоверно преподнести информацию о новой ступени обучения или новой школе, стараясь вызвать интерес учиться. В то же время слишком привлекательная презентация может создать у детей иллюзорные представления, что приведет впоследствии к разочарованию.
Для того чтобы картинка была реальной и не появлялся страх, стоит предоставить школьникам возможность до перехода принять участие в занятиях в их будущей школе. Также рекомендуется организовать беседы с ребятами, которые уже обучаются там, призвав к наставничеству над новичками.
Главные советы учителю, работающему с детьми в моменты переходов, − быть чутким к их ожиданиям, помогать адаптироваться, принимая во внимание их индивидуальные особенности. Переход пройдет быстрее и легче, если со стороны учителя ученикам будет оказана помощь в создании реалистичных представлений, в преодолении разочарований, в проявлении активности в образовательном процессе.
Оригинальная статься размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.