Пропаганду можно считать успешной, когда навязанные убеждения становятся настолько привычными, что уже кажутся собственными выводами.
Само слово пропаганда появилось только в 17-м веке, его в 1622-м году ввел папа Григорий XV, основавший Конгрегацию распространения веры, чьей главной задачей была борьба с протестантами и отвоевывание позиций католицизма.
Выявить пропаганду можно, ориентируясь на ключевые маркеры, или приемы, которых существует множество. Один из них — это навешивание ярлыков. Например, использование громких слов, которые несут яркую оценивающую окраску: террорист, изменник, жулик, лицемер. В ход идут и соответствующие эпитеты: трусливый, лживый, радикальный, предательский. Подобная риторика призвана сформировать негативный образ объекта или действия за счет вовлечения эмоций.
Помимо этого, пропагандисты стараются представить свою позицию как выигрышную, обещая таким образом всем, кто присоединиться, — автоматическое зачисление в ряды «светлой», побеждающей и превалирующей силы. Еще одним приемом является так называемое «подтасовывание карт», когда аудитории предлагаются только те факты, детали и выдержки из статистики, которые представляют позицию в исключительно позитивном, либо, напротив, полностью негативном ключе.
Прием, который часто используют современные политики, называется «простой парень». Это попытка создания имиджа человека, близкого к народу, «одному из вас», которому понятные проблемы, страхи, чаяния, а также образ жизни большинства.
Еще одна техника, направленная на работу уже скорее с подсознанием, называется «перенос». Ее цель — сформировать у адресной аудитории некое ассоциативное восприятие предмета или человека на подкорке.
У пропаганды великое множество техник, но все они базируются на обозначенных выше: это попытка манипулировать сознанием с целью укрепления негативного или позитивного образа, не всегда отражающего реальность. Кроме того, пропаганда призывает отказаться от вопросов и сравнений, она склонна рисовать только двумя красками: черной и белой.
Помимо политики, религии, рекламы и активизма пропаганда всегда имела огромное значение и в военной риторике, особенно в годы войны и в после нее. Так, например, американский политолог Гарольд Лассуэлл сформулировал основные правила работы военной пропаганды, которые использовались в ходе и после Первой мировой. Это всегда перенос ответственности и вины за развязывание конфликта на врага; акцентирование внимания на жертвенности и борьбе, которые подкреплялись высокими, сакральными целями; очернение образа врага путем подчеркивания неких его «порочных» черт.
Так есть ли способ защитить себя от воздействия пропаганды? Прежде всего имеет смысл запомнить основные пропагандистские техники, чтобы выявлять маркеры, сигнализирующие о наличии соответствующих ноток в послании. Если речь переполнена эмоционально окрашенными терминами, обращается скорее к эмоциям, а не к рассудку, кишит штампами, ярлыками, приводит однобокие аргументы, замалчивает детали, которые не вписываются в канву, очерняет оппонентов — можно с уверенностью заключить, что она носит именно пропагандистский характер.
Но самым эффективным средством является самостоятельное изучение всего спектра доступных источников информации. Если речь о СМИ, стоит попытаться сравнить одну и ту же историю, представленную в нескольких медиа, отражающих разнообразные и противоречивые мнения.
Единственный верный и надежный способ уберечься от пропаганды — нежелание стать ее жертвой и максимально открыть свое сознание для всех возможных точек зрения.